|
|
N°186, 06 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Хайфская невеста» пришла в Судный день
Израиль отомстил ударами по Палестине и впервые за 20 лет по Сирии
Сутки накануне Судного дня, который, согласно еврейскому календарю, отмечается со вчерашнего вечера, выдались для Израиля крайне тревожными и полными драматических событий. В субботу около 14.15 по местному времени 29-летняя активистка "Исламского джихада" Ханади Ярадат вошла в зал ресторана "Максим" в Хайфе и привела в действие взрывное устройство. Восемнадцать посетителей и служащих ресторана (в том числе пятеро детей) погибли на месте, еще один человек скончался спустя два с половиной часа на операционном столе. В больницах оказалось более 60 пострадавших.
Взрыв на улице Агана ознаменовал новый этап террора и стал, возможно, переломным для израильских арабов, являющихся гражданами Израиля и мучительно вырабатывающих собственное отношение к действиям собратьев в Палестинской автономии. Ресторан "Максим" принадлежит арабу-христианину, арабом был и погибший охранник, еще трое арабов (повар и два официанта) погибли при взрыве внутри кафе.
Более того, согласно последним сведениям, охранник, 31-летний Матан Аскаркаби, погиб не при взрыве, а был застрелен в тот момент, когда "хайфская невеста" (так названа Ханади Ярадат в пресс-релизе "Исламского джихада") подходила к дверям кафе. Поскольку ни один из свидетелей не видел, чтобы она вступала с охранником в перестрелку, есть основания полагать, что у Ярадат был сообщник, "снявший" охранника снайперским выстрелом из одного из окрестных зданий или из автомашины. Если это подтвердится в ходе следствия, то это будет обстоятельство исключительной важности: араб хладнокровно и осознанно убил араба. Важно и то, что подобный почерк ранее был свойствен не ХАМАС и не "Исламскому джихаду", а ливанской "Хезболлах", соучастие которой в организации хайфского теракта предполагают теперь спецслужбы Израиля.
В ночь на воскресенье израильская армия -- в рамках "операции возмездия" -- нанесла ряд ответных ударов по центрам террора в Палестинской автономии. Части ЦАХАЛ вошли в Дженин и заняли его, сектор Газа был разделен на три зоны контроля, дом Ханади Ярадат был, в соответствии с израильской практикой, разрушен, начались обыски и аресты активистов террористических организаций.
Но главное событие произошло в ту же ночь не в автономии, а на территории Сирии, где израильская армия нанесла удар по крупному тренировочному лагерю Айн-Сахаб в 50 км от Дамаска, принадлежащему "Исламскому джихаду". По сообщениям из сирийской столицы, есть раненые. Случившееся было названо мировой прессой "сенсацией номер один". СМИ наперебой напоминают о том, что от акций такого масштаба на сирийской территории Израиль воздерживался более 20 лет, со времен Ливанской войны 1982 года. Дамаск назвал обстрелянный объект «гражданским» и потребовал созыва чрезвычайного заседания Совбеза ООН.
Представитель израильского правительства заявил в воскресенье, что ничего экстраординарного не произошло: Израиль не раз заявлял в последнее время о том, что будет наносить удары по террористическим центрам и лидерам террора в любом месте и в любое время. Тем не менее удары вызвали переполох. «Это чревато вовлечением в израильско-палестинский конфликт других стран», -- заявил вчера вечером официальный представитель МИД России Александр Яковенко. Удары по Сирии осудили Франция и Германия, арабские страны, решившие созвать экстренное заседание Лиги арабских государств.
Тем временем несколько десятков израильских и зарубежных активистов леворадикальных организаций, находящихся в резиденции Ясира Арафата в городе Рамалла, призвали укрепить "живое кольцо" вокруг резиденции, опасаясь, что Израиль воспользуется ситуацией для того, чтобы арестовать и депортировать палестинского лидера. Израильские эксперты считают такое развитие событий маловероятным. "Живое кольцо" и без того слишком многочисленно, едва ли захват Арафата удастся провести бескровно.
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив