|
|
N°186, 06 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не спать!
Владимир Путин не даст стране уснуть под «теплым одеялом нефтедолларов»
Кульминацией Всемирного экономического форума, проходившего в четверг и пятницу в Москве, стал приезд президента Владимира Путина. Выступая перед благожелательно настроенными западными бизнесменами, президент рассказал о главных задачах, стоящих перед страной. На первый план помимо пресловутого удвоения ВВП выходит проведение административной реформы, уход от сырьевой зависимости и интеграция в мировую экономическую систему.
Приезд высокого гостя поддержал репутацию российского Давоса как одного из основных экономических событий в жизни страны. Бизнес-элита, как российская, так и западная, была представлена очень широко, а вот власть предержащие событие фактически проигнорировали. Среди участников форума были заявлены и премьер Михаил Касьянов, и его зам Борис Алешин, и министр экономического развития Герман Греф, и министр связи Леонид Рейман. Однако, гг. Касьянов и Алешин так и не появились, а гг. Греф и Рейман приехали лишь вместе с президентом и, выслушав его выступление, немедленно удалились.
Владимир Путин, как выяснилось, в целом доволен состоянием российской экономики. Инвестиционная активность растет, инфляция, наоборот, снижается (пусть и не так быстро, как хотелось бы), рост ВВП за полгода составил 6,2%, а рост промышленного производства -- 6,8%. Бюджетный профицит составляет 2,9%. Российский фондовый рынок растет очень хорошими темпами. И есть все основания полагать, что «в ближайшее время Россия может рассчитывать на получение кредитного рейтинга инвестиционного уровня», заявил президент. Однако почивать на лаврах или, как выразился г-н Путин, «засыпать под теплым одеялом нефтедолларов» стране пока рановато.
В первую очередь, по мнению президента, надо отказаться от излишнего госрегулирования. Главная задача -- это ориентация госаппарата на интересы граждан и бизнеса. Президент отдает себе отчет в том, что административная реформа не только самая важная, но и самая сложная. И проблема тут, как говаривал профессор Преображенский, «не в клозетах, а в головах». Можно принять массу полезных законов, но гораздо сложнее заставить чиновников думать иначе. После 80 лет существования административной системы, признал президент, желание все контролировать и регулировать в крови у любого работника госаппарата.
Владимир Путин признался, что его «радует дискуссия вокруг способов увеличения темпов роста ВВП», так как это «шевелит общество». По его словам, мы только учимся пользоваться своими богатствами. А задача развивать перерабатывающие отрасли вообще ставится перед страной впервые. "Ведь когда Россия не была экспортно-ориентированной страной?" -- спросил президент. И сам ответил: "Никогда". Еще при царях вывозили лен, пеньку и чересседельники, а начиная с Баку, на экспорт пошла нефть.
Вопросы главе российского государства было позволено задавать лишь иностранным участникам форума. Да и те из-за недостатка времени особенно развернуться не успели. Представитель Ассоциации бизнеса Германии поинтересовался, когда Россия наконец подпишет Киотский протокол. Владимир Путин ответил, что вначале надо выяснить, действительно ли соблюдение ограничений способно положительно повлиять на экологию. «Хотя сегодня у России есть возможность продавать квоты, мы надеемся, что завтра в связи с развитием промышленности ее уже не будет», -- заявил президент.
Глава совместного предприятия по производству компьютерного оборудования попросил льгот для своего бизнеса. По словам г-на Путина, нет причин, чтобы поддерживать одни отрасли в ущерб другим, однако ради того, чтобы российские программисты жили дома, а «не бегали по Силиконовой долине», правительство могло бы что-нибудь предпринять. Президент посоветовал обратиться со своими пожеланиями в Белый дом.
Не обошлось и без обсуждения глобальных политических вопросов. Бизнесмен из Саудовской Аравии спросил, что г-н Путин делает для сохранения в силе контрактов, заключенных с прежним руководством Ирака. На что глава государства ответил, что возрождением Ирака предстоит заниматься ООН, однако он убежден, что «население страны больше доверяет своим традиционным партнерам, чем тем, кто контролирует ситуацию сейчас». Причем, по его словам, американцы это также понимают.
После отъезда президента работа форума продолжилась в обычном режиме, и больше ничего сенсационного не произошло.
Вера СИТНИНА