|
|
N°186, 06 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самая острая проблема Евросоюза -- система голосования
На примере Польши, вступающей в Евросоюз (ЕС) вместе с еще девятью новичками 1 мая 2004 года, хорошо понятна суть дискуссии вокруг проекта будущей конституции ЕС. С газетой «Время новостей» беседует статс-секретарь Управления комитета европейской интеграции Польши (координирующая структура при польском совмине по проблемам Евросоюза) Ярослав ПЕТРАС.
-- Почему Польша придает такое значение обсуждению проекта конституции?
-- Наша роль в ЕС -- серьезный вопрос. Мы должны найти для себя место, которое действительно удовлетворяло бы нас. В ЕС главную роль играют большие, богатые страны -- Германия, Великобритания, Франция, Италия. И до вступления Польши в ЕС они принимали решения, затрагивающие наши интересы. По Калининградской области, хотя она наш сосед, Брюссель вел переговоры с Москвой напрямую. В будущем для нас важно участвовать в выработке решений.
Сейчас мы имеем статус активного наблюдателя: получаем все документы, можем комментировать и критиковать их, предлагать новые решения, но голосовать пока не можем. К нашему мнению в большинстве случаев относятся серьезно. Хотя при конфликте интересов предпочтение отдается полноправным членам.
Польша участвовала в работе конвента по разработке конституции. При этом ряда изменений в проекте требуют не только новички, но и нынешние члены, особенно небольшие страны, те же Португалия, Австрия.
-- И чем недовольна та же Польша?
-- В первую очередь распределением голосов при голосовании в ЕС. Трактат, принятый в 2000 году в Ницце, предусматривал для Польши, как и для Испании, 27 голосов. Основатели же Евросоюза -- Германия, Великобритания, Италия и Франция -- получили по 29 голосов. А Голландия -- 12, Бельгия -- 13, то есть меньше половины голосов Польши.
К тому же трактат предусматривал регламент «тройного большинства» при голосовании. То есть решение должно получить не только большинство голосов, но и в его пользу должно высказаться большинство стран. А решение должны поддержать члены ЕС, представляющие большинство населения Союза.
В проекте же конституции принцип «тройного большинства», закрепленный в трактате в Ницце, заменен принципом «двойного большинства» -- стран и населения. Это существенно меняет вес Польши. Ведь по трактату у Польши всего на два голоса меньше, чем у Германии. А если брать принцип населения, то численность жителей Германии почти вдвое больше польского населения.
-- А как насчет преамбулы проекта, где, по мнению многих, не акцентирована значимость христианства для Европы?
-- Мы считаем, что роль христианства надо подчеркнуть. Этот цивилизационный аспект для нас важен. С ним сопряжено формирование политики ЕС по таким этическим проблемам, как эвтаназия, аборты, контрацепция.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Варшава--Москва