|
|
N°186, 06 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не дают латышам покоя советские ветераны
Рига судит стариков и обижается на МИД России
В пятницу Латгальский окружной суд Латвии вынес очередной -- уже третий -- приговор по делу героя Великой Отечественной войны и гражданина России Василия Кононова. Его обвиняют в том, что в 1944 году он командовал неправительственным вооруженным формированием, то есть партизанским подразделением, боровшимся против фашистов на территории Латвии. Обвинение было сформулировано так: убийство шести мирных латышей, в том числе беременной женщины, в деревне Малые Баты. Однако из материалов дела видно, что у "мирных жителей" были также конфискованы ружья, патроны и десять гранат. Сам Кононов объясняет, что семья местного шуцмана (полицейского) была уничтожена за то, что по ее наводке неделей раньше была ликвидирована другая партизанская группа, а также санитарка с ребенком.
Суд переквалифицировал предъявленное 80-летнему бывшему красному партизану обвинение в военных преступлениях в "бандитизм", но, как сказал судья, "за давностью лет наказание присуждаться не будет". Пока неизвестно, обжалует ли латвийская прокуратура этот третий по счету приговор.
Судебный процесс длится уже три года. Рижский окружной суд в 2000 году признал Кононова виновным и присудил ему шесть лет заключения. Однако затем Верховный суд выпустил ветерана из тюрьмы, где он провел несколько месяцев, и отправил дело на доследование. Немалую роль в том, что ветерана хотя бы не стали держать в тюрьме, сыграло давление на Латвию Москвы. Дело Кононова вызвало широкий политический резонанс. Российский МИД несколько раз выступал с нотами в адрес Латвии, а российские дипломаты не упускали случая напомнить с международных трибун о том, что Латвия более полувека после Нюрнбергского процесса пытается осудить борцов с коричневой чумой.
Кононова активно поддерживали национал-большевики. Они обливали стены латвийского посольства в Москве черной краской, устраивали митинги, а в Риге с плакатом "Свободу Кононову" забаррикадировались на одной из главных достопримечательностей латвийской столицы, башне Св. Петра. Любопытно, но свободная Латвия сажала Кононова еще в 30-е годы: подростком его арестовывали за большевистскую агитацию и распространение листовок.
Сам ветеран грамотно воспользовался российской поддержкой. Уже после первого суда он отказался от латвийского гражданства и вскоре получил российский паспорт, который ему вручил тогдашний посол России в Латвии Александр Удальцов. "Россия вырастила сильного сына", -- сказал тогда о после Василий Кононов.
Дело Кононова -- самое громкое, но не единственное. За последние годы было заведено десять дел о военных преступлениях, где обвиняемыми проходили ветераны-антифашисты. Один из них, Николай Ларионов, всего неделю назад по приговору суда получил пять лет за участие в сталинских чистках 50-х годов.
83-летнего Ларионова признали виновным в том, что по подписанным им документам в 1949 году из Латвии в Сибирь были высланы в общей сложности полтысячи человек. 60 из них умерли по дороге. В конце минувшей недели МИД России напомнил, что "подобные судебные процессы стали возможны лишь потому, что в 1993 году латвийские законодатели ввели в уголовное законодательство Латвии новые элементы", которые добавили к определению геноцида положения, противоречащие международному праву. По мнению российского МИДа, латвийский суд выполняет политический заказ, что довольно странно для страны, стремящейся "встать в один ряд с развитыми демократическими государствами Европы".
В ответ Рига напомнила Москве, что российская интерпретация исторических событий противоречит принятой в Европе трактовке. Попытку России заступиться за Ларионова Латвия расценила как дипломатически неэтичную. Ларионов (в отличие от Кононова) -- латвийский гражданин, и суд над ним -- внутреннее дело Латвии, считает официальная Рига. Кроме того, по мнению латышей, в заявлении МИД России «названы преступниками, грабителями, пособниками фашистов» мирные жители, пострадавшие от репрессий, в том числе и старики с младенцами, что "граничит с издевательством".
Дарья ЖДАНОВА, Рига