|
|
N°186, 06 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авангард для бабушки
Эктор Зазу обманул ожидания публики
Субботним вечером, когда дети и юношество слушали в «Лужниках» Paradise Lost и Валерия Кипелова, а их отцы и деды смотрели по Первому каналу битловский мультик "Желтая подводная лодка", в "16 тоннах" выступал Эктор Зазу с новой программой. Не сказать, чтобы эта программа была очень хороша именно для такого клуба, но на знаменитого француза с негритянской фамилией посмотреть было любопытно.
Француз родом из Алжира, Зазу -- настоящая меломанская легенда. "Я массу всего прочел о нем, но никогда не слышал" -- так высказался об Экторе один из посетителей концерта. Эти слова -- подтверждение тезиса о легендарности музыканта, которым все восхищаются, но мало кто слушает. Сольные альбомы Зазу довольно редки. Трудно добыть даже выпущенные Sony "Песни холодного моря" (Songs From The Cold Sea), альбом откровенно хитовый, изобилующий приглашенными знаменитостями из северных стран -- от Сюзен Веги, Джона Кейла и Бьорк до некой якутской девушки. Такой игровой и компиляторский подход -- основа творчества Зазу. В любой своей роли (продюсера, композитора, музыканта) Зазу собирает разнородные элементы и помещает их в непривычный контекст, осуществляя эдакую большую и сложную «игру в музыку». К игре он подходит более чем серьезно: любая работа Эктора -- это торжество перфекционизма.
Мастерство и игровой подход позволяет Эктору чувствовать себя нормально и быть востребованным при любой моде. Когда в ходу был минимализм, Зазу записал альбом с композитором Херолдом Баддом; с приходом моды на «мировую музыку» спродюсировал альбомы тибетской певицы Юнгчен Ламо и узбекской певицы Севары Назархан (оба стали хитами в чартах world-музыки). Звук, аранжировки и продюсирование -- вот что делает самые смелые эксперименты Зазу вполне удобоваримыми. Как заметил один критик, «такой авангард понравится и вашей бабушке».
В Москву Эктор привез новый проект -- то, что называется "мультимедийный перформанс". На темной-темной сцене стоит черный-черный Зазу и нажимает на кнопки ноутбука. На большом экране над сценой появляются всяческие беспредельные по наивности компьютерные картинки -- разноцветные полоски и прочая абстракция. Несколько музыкантов (в роли клавишника почему-то выступал промоутер "Тонн" Павел Камакин) играют что-то ненавязчиво-минималистичное с редкими заходами в "нойз". Публика, ждавшая пронзительных шлягеров "северных морей" или на худой конец ремиксов на Севару, постепенно обламывается. Но причина не в том, что программа Эктора плоха. Просто она создавалась для другой цели -- как часть некоей художественной выставки. А звуковое оформление выставки в отсутствие самой выставки слушать сложновато. Даже если это Пол Маккартни с "Ливерпульским звуковым коллажем".
Александр БЕЛЯЕВ