Время новостей
     N°185, 03 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.10.2003
Новая игра Пхеньяна
Северокорейцы запасаются ядерными козырями
Вчера власти Северной Кореи официально объявили о проведении повторной обработки восьми тысяч урановых стержней и использовании полученного плутония «в направлении наращивания ядерной сдерживающей силы». Этот шаг Пхеньян мотивировал «враждебной политикой со стороны США», подчеркнул северокорейский официоз ЦТАК со ссылкой на МИД КНДР. Северяне также обещают переработать и стержни с малого реактора в Ёнбёне.

Вместе с тем замглавы северокорейского МИДа Цой Су Хон заверил, что Пхеньян не намерен «передавать какие-либо методы ядерного сдерживания другим странам». При этом замглавы внешнеполитического ведомства подчеркнул: «Мы обладаем сдерживающей ядерной силой и продолжаем ее наращивать».

Не уточняя, будет ли Пхеньян обогащать уран, г-н Цой сообщил о планах руководства «принять шаги по совершенствованию средств самозащиты для отражения ядерной атаки со стороны США и обеспечения мира и безопасности на Корейском полуострове».

Очередной демарш Пхеньяна предпринят на фоне высказанного северокорейцами в Нью-Йорке с трибуны Генассамблеи ООН скептицизма в отношении проведения нового раунда шестисторонних (США, КНДР, КНР, Япония, Россия, Южная Корея) переговоров по ядерному кризису на Корейском полуострове. Но вчера высокопоставленный южнокорейский дипломат вселил в коллег оптимизм -- по его сведениям, Пхеньян «готов откликнуться и не противодействует их проведению».

Комментируя газете «ВН» ситуацию, завсектором АТР ИМЭМО РАН Александр Федоровский подчеркнул: «Эта типичная для Пхеньяна политическая игра -- симптом того, что северяне все же будут оговаривать свое участие в новом раунде переговоров какими-то дополнительными условиями».

Напомним, что Пхеньян остался недоволен позицией США на предыдущем раунде в Пекине в конце августа. Американцы отказались подписать с КНДР договор о ненападении и предоставлении ей экономической помощи.

Оружие Саддама оказалось призраком

Два откровения прозвучали вчера в комитете по разведке конгресса США. Озвучил их Дэвид Кэй -- бывший инспектор ООН в Ираке, а ныне глава спецкоманды поисковиков (1200 человек из США, Великобритании и Австралии). Он и его подчиненные уже пятый месяц упорно, но безрезультатно ищут в Ираке следы оружия массового уничтожения (ОМУ). Первое откровение не вызывает удивления -- никакого ОМУ в Ираке нет. И второе -- поразительное -- Хусейн всячески старался раздуть исходящую от него угрозу, чтобы испуганные американцы отказались от войны. Этот вывод сделан после изучения приказов Саддама. То есть теперь у американцев появилась теория: воинственный тон приказов был не более чем дезинформацией, призванной напугать Америку. Но «прямодушный» Вашингтон воспользовался ситуацией и войну развязал. Так что сейчас конгресс США рассматривает запрос президента Буша о выделении на иракскую кампанию дополнительных 87 млрд долл. Из них 600 млн -- на поиски в Ираке все тех же смертоносных арсеналов. Или их призраков.

Андрей ЗЛОБИН

Ядерное фехтование Тегерана и МАГАТЭ

Вчера в Тегеране начались переговоры между властями Ирана и делегацией Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Продлятся они до трех недель в зависимости от достигнутого прогресса. МАГАТЭ постарается выяснить, носит ли ядерная программа Ирана исключительно мирный характер. В воскресенье в Тегеран прибудет группа экспертов МАГАТЭ для инспекций ядерных центров. МАГАТЭ дало Ирану срок до 31 октября, чтобы доказать, что на его объектах не ведутся работы по созданию атомного оружия. Власти Ирана требуют, чтобы МАГАТЭ признало его право развивать мирную ядерную программу. Тегеран не собирается отказываться от обогащения урана, который используется как топливо на АЭС, но может быть применен и для создания атомного оружия.

Между тем в США появился доклад, где утверждается, что уже через два года Иран может получить ядерное оружие. Авторы считают, что открытый удар по ядерным объектам Ирана может оказаться «саморазрушительным». Поэтому среди вариантов -- предложить Тегерану гарантии безопасности, дипломатическую и экономическую мотивацию в обмен на отказ от ядерной программы.

Андрей ЗЛОБИН

Катерина ЛАБЕЦКАЯ