|
|
N°184, 02 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сервис должен быть на высоте
В августе был подписан контракт на поставку малайзийским ВВС 19 истребителей Су-30МКМ на сумму 900 млн долл. Подробности его реализации -- в интервью с авиасалона LIMA-2003.
Генеральный директор АХК "Сухой" Михаил ПОГОСЯН: "Лучший маркетинг -- соблюдение обещаний"
-- Для успеха на рынке вооружений требуется ряд факторов. Первое -- это строго выполнять обязательства, которые мы на себя принимаем. На мой взгляд, лучший маркетинг -- это не только характеристики самолета, но и соблюдение сроков поставки и поддержание высокого качества той продукции, которую мы поставляем. И я думаю, что наш нынешний успех во многом связан с тем, что по предыдущим контрактам мы в процессе поставок подтвердили то, что обещали.
Второй фактор, который будет безусловно влиять на успех нашей продукции, -- это послепродажная поддержка. Здесь предпринимаются большие усилия, но самым важным элементом будет создание на месте, в Малайзии, нашего сервисного центра, и выход в целом на современные стандарты послепродажной поддержки. То есть предоставление всей логистической поддержки, которая позволяет иметь полную информацию о самолетах, прогнозировать ситуацию с эксплуатацией техники и за счет этого обеспечивать оперативность обслуживания этой техники и снижение трудоемкости.
Ну а третье, с чем связано продвижение продукции на рынок, -- это ее дальнейшее совершенствование. Мы считаем, что и на рынке Юго-Восточной Азии, и на других рынках есть место для следующего этапа модернизации наших самолетов семейства Су-27/Су-30.
-- В каком состоянии работы по малайзийской модификации этого семейства -- Су-30МКМ?
-- Сейчас в завершающей стадии находятся переговоры с иностранными поставщиками оборудования, которое будет интегрировано в эту модификацию. Мы договариваемся об этом с партнерами из Франции, Германии, Южной Африки и Индии.
Президент корпорации "Иркут" Алексей ФЕДОРОВ: "Мы сделаем его в срок"
-- Хотя самолета Су-30МКМ пока не существует, у нас нет никакого сомнения, что мы сделаем его в срок. Эта уверенность базируется на том, что модификация МКМ, контракт по которой подписан с Малайзией, является дальнейшим развитием Су-30МКИ, который мы разработали по заказу Индии. Первая партия Су-30МКИ в Индию уже поставлена. В этом году мы отправим туда вторую партию этих истребителей.
"Иркут" и "Сухой" считают, что ключевым условием исполнения этого контракта является создание современной системы послепродажного обслуживания самолетов. В рамках контракта российская сторона взяла на себя серьезные обязательства, и большая часть их направлена на создание здесь серьезного сервисного центра. Этот центр будет организован в форме совместного российско-малайзийского предприятия.
-- В Малайзии уже существует сервисный центр по обслуживанию российских самолетов МиГ-29, проданных сюда по контракту 1994 года. Намерены ли вы при создании своего центра использовать инфраструктуру миговского центра и накопленный там опыт?
-- Решение о создании нового предприятия или использовании существующего центра находится в компетенции малайзийской стороны. Она окончательный выбор еще не сделала, но, насколько мы понимаем, склоняется к абсолютно новому предприятию.
Что касается миговского опыта... Наше пожелание состоит в том, чтобы российская сторона в новом предприятии имела бы большее влияние, чем в варианте с МиГом. Поскольку только разработчики могут эффективно обслуживать и модернизировать свой самолет. Но мы понимаем, что это предприятие будет зарегистрировано по малайзийским законам и что поэтому могут иметь место юридические ограничения на участие иностранного капитала в такого рода деятельности.
Мы хотели бы заложить в уставные документы этого предприятия поддержание летной годности самолетов в целом, а не только, к примеру, поставку запчастей. Но окончательное решение примет малайзийская сторона.
Интервью подготовили Михаил КУКУШКИН и Николай ПОРОСКОВ, Лангкави