|
|
N°55, 29 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Он сделал ЭТО!
Владимир Путин переместил верные кадры
Переполох, который вызвал вчера российский президент, очевидно, можно объяснить двумя обстоятельствами. Первое: в отличие от подобных решений, принимавшихся Борисом Ельциным, путинские готовились под покровом тайны. Не было ни намеков, ни утечек, даже журналисты были вызваны в Кремль на историческое объявление о кадровых перестановках так спешно, что не все успели домчаться. Второе: президент упорно и долго не хотел увольнять кого бы то ни было -- даже в тех случаях, когда увольнение напрашивалось. И вот он в первый раз сделал ЭТО.
Что касается существа самих решений, то оно, при ближайшем рассмотрении, не должно вызывать ни особых вопросов, ни особого удивления. Самое радикальное из решений состоит, безусловно, в почетном увольнении Игоря Сергеева на место помощника президента и в назначении главой Минобороны Сергея Иванова. Однако этот ход давно уже назрел и даже перезрел, скорее отставку министра можно считать лишь оформлением де-юре того, что уже случилось де-факто. Игорь Сергеев ходил по министерству хромой уткой как минимум с тех пор, как Путин, возмущенный публичными препирательствами между министром и главой Генштаба, отругал обоих и поручил главе Совбеза рассудить их спор. Результатом деятельности Сергея Иванова в роли третейского судьи стал, как известно, проект военной реформы, сданный Путину «под ключ». Про сам проект известно не так уж много, одни специалисты обзывают его «инвентаризацией», другие ругают за невнятность, а третьи -- за реакционность. Путин проект принял. И потому источники в Кремле всячески подчеркивают полную естественность и даже неизбежность назначения Сергея Иванова главой МО: «Логично было поручить разработчикам основных направлений военной реформы самим же их и реализовывать».
Еще менее интересно обстоит дело с назначением главы налоговой полиции Вячеслава Солтаганова на место заместителя секретаря Совбеза Михаила Фрадкова, и наоборот. В СБ Солтаганов станет вглубь разрабатывать принадлежащую ему идею финансовой разведки и делиться с совбезовскими стратегами накопленным опытом борьбы с коррупцией и отмыванием денег. Фрадков же, напротив, привнесет струю свежего стратегического мышления (на ту же тему) в исполнительную структуру, а также станет «человеком Иванова» в правительстве, поскольку за год, проведенный в Совбезе, крепко подружился со своим начальником.
Помимо этого, неочевидного для неспециалиста смысла размена Солтаганов--Фрадков, как говорят, существует и другой -- почти гуманитарный. Высокопоставленные источники в Кремле подчеркивают, что назначение Михаила Фрадкова обязательно следует рассматривать как стремление российских властей к цивилизованным порядкам развитых стран мира. Потому что налоговую полицию теперь возглавляет не офицер, а гражданин. В том же ключе в администрации президента предлагают рассматривать и другие назначения: так, министром обороны стал наконец гражданский чиновник (каковым считается г-н Иванов), цивильный глава -- Борис Грызлов -- теперь и у такого нецивильного ведомства, как МВД.
Впрочем, назначение главы парламентской фракции «Единство» Бориса Грызлова министром внутренних дел -- это и в самом деле свежее решение. Особенно с учетом того, что в последнее время отношение Кремля к главному «медведю» больше всего напоминало цитату из памятной всем песни про цветок вьюн: «Я не знаю, куда вьюн положить». Но благо, кроме правого и левого плеча, нашлось достойное место. И не менее достойное объяснение. Информированный источник в администрации президента считает, что Грызлов во главе МВД -- тоже попытка применить в России практику цивилизованных политических систем. Она заключается в том, что глава государства делает политические назначения, расставляя во главе ключевых ведомств своих политических соратников -- при сохранении профессионального состава и структуры ведомства. В экзотическом, на первый взгляд, случае Бориса Грызлова все эти признаки цивилизованной политики вроде бы соблюдены. Более того, осведомленные и заслуживающие доверия источники утверждают, что вообще-то новый министр внутренних дел -- человек знающий, работоспособный и умный, но не очень везучий, и, может быть, на новом посту он как раз и проявится весь. Во всяком случае известно, что со своим назначением Борис Грызлов согласился, будучи в здравом уме и доброй памяти, и, как говорят, сначала имел около двух недель на обдумывание, а затем «долго общался с президентом, предметно обсуждая предстоящую работу». Эксперты указывают и на то, что Бориса Грызлова бросили в пучину МВД не совсем одного -- с ним в министерство откомандировали ветерана МВД Владимира Васильева, который ненадолго отходил оттуда поработать в Совбезе.
Скудную пищу для комментариев представляют собой назначения Владимира Рушайло и Александра Румянцева. Глава Курчатовского института стал атомным министром потому, что Евгений Адамов, замученный тяжелыми расследованиями деятельности министерства, сам попросился в отставку и, по словам Путина, объяснится с общественностью, «если понадобится». А бывший глава МВД сменил свое ключевое ведомство то ли на еще более, то ли на менее ключевое, но крайне важное, видимо, по все тем же причинам, которые на протяжении многих лет лежат в основе политического долгожительства Владимира Рушайло. Причины его неуклонно возрастающей востребованности разными политическими кланами по большому счету так и остаются для публики секретом.
Забавно, что, в отличие от ураганных загогулин Бориса Ельцина, издевательски называемых с его слов «рокировочками», довольно масштабное и планомерное перемещение кадров, осуществленное вчера Владимиром Путиным, является именно что рокировочкой. Или переменой мест слагаемых, не меняющей суммы. Фигур на доске ровно столько, сколько есть -- особо не поразбрасываешься. Так, например, сенсация дня -- назначение женщины, Людмилы Куделиной, заместителем министра обороны -- является, с одной стороны, новостью отрадной, а с другой -- почти скорбной. Во всяком случае для премьер-министра Михаила Касьянова. Смешно сказать, но извлечение одного грамотного специалиста из Минфина оголяет целое направление работы ключевого министерства (чем, судя по всему, и объяснялась физиономическая мрачность главы правительства в ходе объявления о рокировочке). Особую печаль Касьянова увод ценного кадра должен вызывать еще и потому, что структурная реорганизация правительства (не путать со вчерашними назначениями) по-прежнему находится в стадии активной разработки и является делом ближайшего будущего. Так что бедный премьер в свою очередь, как говорят, уже сломал голову, обдумывая свою рокировочку, со своим количеством слагаемых и единственной возможной операцией -- вычитанием.
Скудость человеческого ресурса, которым располагают российские власти, не просто налицо, а обрастает уже гомерическими подробностями. Первая рокировочка Путина похожа на пример недопустимого газетного заголовка из бессмертного учебника русского языка Д.Э. Розенталя: «Спирт заменит бензин». Поскольку сегодня примерно так же ясно, кто кого и зачем заменил, постольку для сегодняшних газет подошло бы «Совбез заменит Минобороны».
Высокопоставленный кремлевский источник пообещал вчера, что из крупных кадровых перестановок «на ближайшее время это все». Оно и неудивительно -- менять местами все тех же людей раньше чем через год было бы, наверное, неприлично, или, как теперь принято говорить, контрпродуктивно. Захочет ли когда-нибудь Владимир Путин сделать ставку на кого-нибудь «новенького» -- не из списка тех чиновников, которые уже рокировались? А вот уж это зависит совсем непонятно от чего. То ли от свойств личности президента, то ли от характера задач, которые он перед собой ставит сегодня и будет ставить завтра.
Министром обороны России назначен Сергей Иванов, занимавший до этого пост секретаря Совета безопасности РФ.
Секретарем Совета безопасности РФ назначен Владимир Рушайло, занимавший до этого пост министра внутренних дел РФ.
Министром внутренних дел РФ назначен Борис Грызлов, до вчерашнего дня -- лидер фракции «Единство» в Госдуме. Занимавший пост министра обороны РФ маршал Игорь Сергеев подал президенту Владимиру Путину прошение об отставке и переходит в администрацию президента, где будет возглавлять одно из управлений и заниматься вопросами стратегической стабильности в ранге помощника главы государства.
Вячеслав Солтаганов назначен заместителем секретаря Совета безопасности РФ и освобожден от должности главы Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП).
Главой ФСНП назначен Михаил Фрадков, до последнего времени -- заместитель секретаря Совета безопасности РФ.
Освобожден от занимаемой должности министр по атомной энергии РФ Евгений Адамов, главой Минатома назначен Александр Румянцев, до вчерашнего дня -- директор Института им. Курчатова.
Занимавшая до вчерашнего дня пост замминистра финансов Любовь Куделина назначена начальником Главного финансово-экономического управления, заместителем министра обороны РФ по финансово-экономической работе.
Статс-секретарем -- заместителем министра внутренних дел России назначен генерал-полковник милиции Владимир Васильев, ранее занимавший пост заместителя секретаря Совета безопасности.
На должность заместителя директора Федеральной службы налоговой полиции назначен Сергей Веревкин-Рахальский, ранее занимавший пост заместителя министра по налогам и сборам.
Генерал-полковник Алексей Московский назначен начальником вооружения Вооруженных сил РФ -- заместителем министра обороны и освобожден от должности заместителя секретаря Совета безопасности РФ.
Генерал-полковник Игорь Пузанов назначен статс-секретарем -- заместителем министра обороны РФ и освобожден от должности командующего войсками Московского военного округа.
Генерал-полковник Анатолий Перминов назначен командующим Космическими войсками и освобожден от должности начальника Главного штаба -- первого заместителя главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения.
Татьяна МАЛКИНА