|
|
N°184, 02 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Три в одном
Объединение Красноярского краяй, Таймыра и Эвенкии уже началось
Премьер-министр Михаил Касьянов распорядился создать при правительстве России объединенное представительство высших исполнительных органов госвласти Красноярского края и Таймырского автономного округа. Причем учредить представительство предложили сами администрации вышеназванных регионов. Ряд наблюдателей расценивают новую совместную инициативу северян как еще одно свидетельство их стремления к объединению в один субъект федерации. Другим подтверждением подобного намерения стало переподчинение Таймырского УВД Норильскому управлению внутренних дел -- фактически Красноярскому краевому ГУВД. О согласии главы МВД России на переподчинение стало известно вчера. А совсем недавно произошло событие, анализируя которое большинство экспертов сделали вывод о том, что процесс объединения затронет и Эвенкию, которая, как и Таймыр, хотя и входит территориально в состав Красноярского края, но является при этом субъектом федерации со своим губернатором, законодательным органом власти, бюджетом и т.д. Полторы недели назад власти трех регионов создали совет губернаторов, все решения которого обязательны к исполнению.
Казалось бы, обычное дело -- договорились соседние регионы о координации своей экономической, финансовой и социальной политики, о совместных действиях при выбивании денег из федерального бюджета. А красноярский губернатор Александр Хлопонин так вообще осуществил свою давнюю мечту -- объединил милиции Таймыра и Норильска. Однако если вспомнить историю непростых взаимоотношений этих регионов, становится понятно -- произошел большой прорыв на ниве единения.
Власти Красноярского края всегда хотели подчинить себе Таймыр, так как на его территории находится значительная часть предприятий горно-металлургической компании «Норильский никель». По этой же причине таймырские власти не только не желали объединения с красноярцами в один субъект, но и вообще хотели выйти из состава края. Они считали, что за счет налоговых платежей "Норникеля" смогут создать свой собственный «Кувейт за полярным кругом». Борьба за суверенитет пару раз достигала такого накала, что «мирить соседей» пришлось лично президентам -- сначала Борису Ельцину, потом Владимиру Путину.
Эвенкия же выйти из состава края не пыталась, но и попыткам полного объединения с ней всячески противилась. Губернатор округа Борис Золотарев, в прошлом один из крупных менеджеров ЮКОСа (эта нефтяная компания обладает практически неограниченным влиянием в автономном округе) считал, что это несвоевременно: дотационная Эвенкия при поддержке нефтяников только-только выбралась из затяжного бюджетного кризиса. Объединение с донорским Красноярским краем, по мнению Бориса Золотарева, могло лишить жителей округа существенной части субвенций из федерального бюджета.
Однако довольно скоро ситуация кардинально изменилась -- о необходимости укрупнения субъектов федерации заявил Владимир Путин. «Поощрить» регионы к объединению решили с помощью не столько административных, сколько финансовых инструментов. С 2004 года сложносоставные субъекты федерации (вроде Красноярского края) будут получать часть субвенций из федерального бюджета через «головной» регион. Возможно, именно это обстоятельство подтолкнуло прагматичных губернаторов Эвенкии, Таймыра и Красноярского края сделать первые шаги к объединению. У них есть на кого равняться. Пермская область и Коми-Пермяцкий АО уже вплотную подошли к объединению. На 7 декабря назначен "объединительный" референдум. И нет никаких оснований говорить, что большинство скажет "нет".
Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск