|
|
N°184, 02 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В шорохе мышином, в скрипе половиц
«Лигу выдающихся джентльменов» представили в "Пушкинском"
Удивительное дело: сюжеты, которые в наших пенатах были прерогативой разве что детского радиотеатра, в англосаксонской традиции оборачиваются вполне гурманской забавой для людей взрослых и образованных. Ибо совершенно очевидно, что «Лига выдающихся джентльменов» Стивена Норрингтона не что иное, как наш старый добрый «Клуб знаменитых капитанов», правда, с весьма своеобразно переписанным уставом.
На самом же деле в основе «Лиги» -- одноименный опус Алана Мура и Кевина О'Нейла, толстый и красивый комикс из тех, что за филигрань и серьезность принято уважительно величать «графическими романами». Британец Мур еще с начала восьмидесятых является истым джентльменом жанра: основанное им издательство АВС известно как поставщик едва ли не самых умных рассказов в картинках, а созданный им в 1988 году «Наблюдатель» впервые в истории получил престижнейшую научно-фантастическую премию «Хьюго» как вполне литературное произведение. Но «Лига» все равно остается одним из самых известных его творений.
На исходе девятнадцатого века в Лондоне таинственный незнакомец, помеченный литерой М (Ричард Роксберг), собирает в своем кабинете несколько в высшей степени выдающихся личностей. Они должны победить не менее таинственного злодея Фантома, который затеял подпольную гонку вооружений и собирается рассорить Британию и Германию, чтобы нагреть руки на пожаре мировой войны. Итак, «медленно и чинно сходят со страниц» Алан Куотермейн (Шон Коннори), искатель приключений из романов Хаггарда; капитан Немо (Насреддин Шах), обладатель феноменального «Наутилуса», похожего одновременно на барочную ванну и лимузин арабского шейха; Родни Скиннер (Тони Каррен), жулик-невидимка, укравший эликсир у уэллсовского Гриффина; вечно молодой Дориан Грей (Стюарт Таусенд); доктор Джекил (Джейсон Флеминг), время от времени превращающийся не то в мистера Хайда, не то в Невероятного Халка; наконец, единственная леди -- Мина Харкер из «Дракулы» Брэма Стокера, мужественно отвечающая за вампирский дискурс. Весьма вовремя подоспеет к ним и заокеанская подмога в молодом лице агента Сойера (Шейн Уэст), представляющего американскую разведку (в фильме его ни разу не называют по имени, так что молодой агент может быть как Томом, так и Сидом). Каждый -- знаменит. В результате индустриальному Мордору тайных военных заводов, пылающих цеппелинов, безбашенных танков, глубинных бомб и прочему милитаризму в духе Железного Канцлера противостоят благородно потертые денди, которые считают, что автоматические пулеметы в открытом бою -- это в первую очередь «непорядочно». И полагаются на куда более достойные приемы -- вроде кровососания, выпускания наружу агрессивного внутреннего «я» и одиночной стрельбы в самое яблочко. Самое же интересное начинается, когда главный злодей, по выражению доктора Джекила, «украл нас у нас самих» и стал обладателем большинства джентльменских способностей.
Стивен Норрингтон, в прошлом в особых симпатиях к ретро не замеченный, построил мир, вполне адекватный муровским фантазиям. Образ «альтернативного прошлого» вышел фактурным, прихотливым, щедрым на подробности и -- хотя ближе к концу и балансирует на грани шумной спецэффектной путаницы -- в любом случае гораздо более цельным, чем, например, вся похожая паучиная машинерия в «Диком Диком Весте» Барри Зоннефельда. Про Шона Коннери, к сожалению или к счастью, невозможно сказать ничего нового -- его прищур всезнающего и обожаемого учениками орденоносца-трудовика гипнотизирует с первой же сцены, и сказать, лучше или хуже, чем обычно, сыграл сэр Шон, возможности не представляется. Он просто есть. А вот Пета Уилсон, привычно проходящая по ведомости шпионского телемыла, оказалась актрисой настолько шикарной и выразительной, что даже ее памятное по ММКФ подмосковное чаепитие в компании президента и Джека Николсона не кажется теперь нарушением субординации. Имеет право. Да и все прочие постарались на совесть, ибо в «Лиге» есть что играть даже человеку-невидимке.
В киноверсии, впрочем, появились небольшие, но весьма показательные отличия от оригинала: так, Алан Куотермейн был тактично избавлен от пристрастия к кокаину, а агента Сойера в угоду звездно-полосатым приличиям поставили на место Кэмпиона Бонда, предшественника агента 007. Но это, в сущности, не страшно и простительно. Переносить миры Мура на кинопленку -- дело вообще-то кропотливое и специфическое, не чета Спайдермену, так что впервые экранизировали его лишь два года назад. Получился «Из ада» -- отменный конспирологический хоррор о масонском следе в деле Джека-потрошителя, ноктюрн в багровых тонах, фильм цвета подгнившего винограда и артериальной крови, запекшейся на дамских пальчиках. У «Лиги» цветовое решение иное: фильм откладывается на сетчатку вороненой сталью кольтов и пыльной серостью скриптория, выгоревшим на солнце хаки африканского вельда и горчичной изнанкой отстающих от сырости обоев ручной работы. Туманы Альбиона смешиваются с дымами заводских труб, первых вестников индустриализации. В результате самым смешным титром фильма оказывается надпись «Лондон. Июль 1899», которая сопровождает пейзаж, полный такого промозглого мрака и уныния, что представить себе, скажем, ноябрь того же года попросту жутко.
Но Лондон здесь, конечно, не настоящий (как и Париж, и Венеция, и все остальные показанные в фильме «точки на карте»). Это город-палимпсест, нанесенный при помощи компьютерной графики поверх немногим более реальной, но не такой дорогой Праги, призрачная столица страны литературных героев. Выдающиеся джентльмены и сами, кажется, понимают, что мир вокруг них -- это всего лишь очень большой книжный шкаф: в фильме помянуты, среди прочего, Филеас Фогг, улица Морг и призрак оперы, личный шофер капитана Немо представляется честной компании фразой «зовите меня Измаил», а перед финальной схваткой в ушах тревожным эхом отдается рев конандойлевского водопада Райхенбах. И уж совсем в конце привыкший к реминисценциям взгляд без труда увидит приплясывающего посреди кенийской саванны Великого Мгангу собственной персоной.
«Лига выдающихся джентльменов» относится к странной категории фильмов, которые понравились вроде бы всем (даже тем, кто воспринял превращение Джекила в Хайда как неожиданное открытие, а глядя на капитана Немо, недоумевал, почему он не похож на Владислава Дворжецкого и вообще индус), но гигантских денег при этом не собрали. Более того -- в американском прокате фильм даже толком не окупился. Что не мешает ему оставаться самым увлекательным зрелищем сезона в своей весовой категории, настоящим боевиком для знаек, лихим и ностальгическим. «Снова мы недвижно станем там и тут. Вновь на полке книжной корешки блеснут... Но клянемся честью всем, кто слушал нас: будем с вами вместе мы еще не раз!»
Задорно, весело кричит петух.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ