|
|
N°184, 02 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обзор новых CD
Привычный парадокс
Sting, Sacred Love (A&M/Universal)
Новый студийный альбом Стинга, первый почти за четыре года, начинается с бодренького потенциального хита Inside. Альбом Sacred Love появился всего неделю назад, но одна песня уже стала хитом (причем даже у нас в стране). Это Send Your Love, которую крутят все музканалы и радиостанции. Российское радио и телевидение, которые уже, кажется, совсем потеряли вкусовые ориентиры в своих безумных попытках потакать бездумному «широкому слушателю», к Стингу относятся по-прежнему трепетно.
Sacred Love стилистически мало чем отличается и от предыдущего альбома Brand New Day, да и, пожалуй, от всего сольного творчества Стинга. Те же характерные композиторские приемы, умные тексты «о жизни», узнаваемый вокал и узнаваемые соратники: Доминик Миллер (гитара), Крис Ботти (труба), Ману Катче (ударные). На контрабасе в этот раз Стинг решил не играть и пригласил одного из главных современных джаз-басистов, Крисчена Макбрайда. С другой стороны, этот фирменный стинговский сплав из джаза, этники и рок-н-ролла становится каким-то совсем цельным и неразделимым на составляющие. Одно слово -- стильная вещь, об эклектике говорить не приходится. Хотя можно было бы, поскольку в записи альбома приняли участие такие разные люди, как Мэри Джей Блайдж («черный» арэнби-вокал на Whenever I Say Your Name), индийская исполнительница на ситаре Аннушка Шанкар (The Book Of My Life) и фламенко-гитарист Висенте Амиго (Send Your Love). Можно, конечно, и дальше козырять именами и названиями, но если говорить по-простому, то новый альбом самый песенный, сбалансированный и потенциально хитовый из всего творчества Стинга. На место в хит-параде может претендовать практически любая песня с альбома, особенно Inside и Stolen Car. В общем, как высказался один мой коллега из рекорд-бизнеса, «Стинг делает свою фишку, фишка попсовая, но правильная». А ведь это парадокс, вам не кажется? К которому мы уже как-то и привыкли...
P.S. Лимитированное издание альбома (супер-аудио CD) дополнено концертной версией знаменитой «киношной» песни Shape Of My Heart, которая не попала на концертный альбом All This Time.
Духовные отцы арийцев
Laibach, WAT (Mute/Virgin)
Laibach -- культовая группа в самом что ни на есть прямом смысле. То есть: имеет определенный имидж, постулирует своим творчеством некую идею (художественную, политическую, религиозную или любую другую) и имеет армию поклонников, которые идеи эти воспринимают адекватно. Поклонники эти «культ отправляют» соответствующим образом: одеваются «как положено» (чтоб свои своих узнавали), читают литературу «по теме» и так далее.
Творчество словенской группы Laibach (немецкое название города Любляны) имеет в основе крайне оригинальную идею, суть которой сводится к тому, что весь западный рок -- вещь продажная, рок-звезды -- бизнесмены, и прочее. Одним из художественных методов борьбы с этим злом музыканты группы видят исполнение мировых поп- и рок-шлягеров в несвойственной данному контексту тяжелой электронной обработке, а подчас и на немецком языке. Старенькая диско-песня Life Is Life у них стала мрачной разрушительной балладой под названием Leben heisst Leben. И таких переделок в творчестве Laibach было много. Музыканты говорили, что современная поп- и рок-музыка -- это одна и та же, не самая удачная песня, а новые группы просто воруют у старых. Поэтому Laibach, по их словам, предпочел пойти самым честным путем: просто исполнять чужие песни. К сожалению, новое художественное воплощение подчас откровенно проигрывало оригиналам... По моему скромному мнению, Laibach вообще имеют мало отношения к музыке, и сами участники коллектива не являются музыкантами в достаточной мере. Формально их записи -- это мелодекламация, концерты -- это шоу (с опасной тоталитарной эстетикой), а эмоциональный спектр -- веселье, зомбирование, воззвание к лучшим чувствам и все, что угодно. Кстати, славянин Laibach -- духовный отец такого истинного арийца, как Rammstein.
Новый альбом WAT (первый за довольно значительное время) не содержит ни одной кавер-версии. Тексты -- на немецком и английском. Тут я останавливаюсь, потому что, вообще говоря, рецензировать Laibach -- дело зряшное. Если рецензент не фанат (а в данном случае он не фанат), то все глубинное содержание ему все равно не прочувствовать. А если фанат -- то ему писать просто не для кого, так как фанаты и так все знают. В общем, скажу одно: Laibach, выступавшие в Москве, кажется, неоднократно и очень уважаемые у нас в стране, выпустили новый альбом. Симпатичный альбом. Если вы по жизни «депешист» или «раммштайновец», вам наверняка понравится.
Александр БЕЛЯЕВ