Время новостей
     N°184, 02 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2003
Роман с Азией
Российское оружие лучше всего идет в этом регионе
"Рособоронэкспорт" продал вчера малайзийской армии десять вертолетов Ми-171. Сделка была заключена в рамках авиационного и военно-морского салона LIMA-2003, проходящего в эти дни на малайзийском острове Лангкави. Со стороны продавца контракт подписал генеральный директор "Рособоронэспорта" Андрей Бельянинов, за покупателя -- глава местной компании AIROD Ахмад Джохан. При заключении соглашения партнеры воздержались от публичных заявлений. Однако от представителей Улан-Удэнского авиазавода, на котором выпускаются Ми-171, корреспонденту газеты "Время новостей" удалось узнать, что речь идет о продаже чисто транспортных машин, не оснащенных каким бы то ни было вооружением. Как планируется, вертолеты будут доставлены в Малайзию в течение следующего года.

Сейчас национальная пожарно-спасательная служба Малайзии (аналог российского МЧС) эксплуатирует два вертолета Ми-17, сходных по конструкции с Ми-171 (Ми-17, правда, выпускает не Улан-Удэнский, а другой вертолетный завод -- Казанский). Российские вертолеты имеют хорошую репутацию на мировом рынке и продаются в страны всех континентов, за исключением Австралии. Тем не менее переговоры по продаже десяти Ми-171 оказались еще более напряженными, чем обычно. Еще за час до подписания контракта Бельянинов, как он сам вчера признался журналистам, колебался: объявлять ли о предстоящей церемонии или нет, чтобы не сглазить. О цене сделки стороны официально не объявили, но обычно такая партия Ми-171 стоит порядка 60 млн долларов.

Председатель Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) при правительстве России Михаил Дмитриев заявил вчера, что еще не завершившийся 2003 год для российских экспортеров вооружения войдет в историю как "год Юго-Восточной Азии". "При том, что у нас наметилось усиление активности в Латинской Америке и в Африке, в географии наших контрактов в этом году доминировал Азиатско-Тихоокеанский регион", -- сказал Дмитриев. Основной успех сопутствовал нашим коммерсантам в Малайзии, где в августе этого года был подписан 900-миллионый (в долларах) контракт на поставку 18 истребителей Су-30МКМ. Но этой главной победой успехи российского оружия в Азии не исчерпываются. Дмитриев отдал должное Малайзии, сказав, что "наши двусторонние связи в военно-технической области можно назвать эталоном". Он также сообщил, что "серьезные проекты наметились в этом году во Вьетнаме и Индонезии".

Дмитриев также дал понять, что внутри самой российской системы ВТС могут произойти перемены в сторону централизации контроля за этим бизнесом, который и без того не обделен вниманием государства. Говоря о праве самостоятельно продавать за рубеж запасные части и услуги по поддержанию в готовности ранее поставленной техники, которое некоторые предприятия ВПК получили по указу президента Путина от декабря 2001 года, Дмитриев сказал: "Мы думаем, что надо останавливаться в этом процессе". По его мнению, следовало бы отозвать часть уже выданных лицензий на экспорт запчастей без посредничества "Рособоронэкспорта". Правда, он оговорился, что в целом "плюсы преобладают над минусами в этом процессе" и что ряд предприятий "разработал серьезные программы по поставке запчастей". По этой категории поставок КВТС наметил на 2003 год скромный план -- 30 млн долл., "но уже сейчас понятно, что эта цифра будет значительно превышена", сказал Дмитриев.

В общем потенциальную долю России на мировом рынке вооружений глава КВТС оценил в 5--6 млрд долл., отметив, что в этом году такой уровень продаж не будет достигнут, хотя в прошлом подобные достижения у нас бывали.

Главные виновники нашего прорыва на азиатском направлении -- главы компаний АВПК "Сухой", где проектируют самолет Су-30МКМ, и корпорации "Иркут", где его будут выпускать, -- вчера сделали важные сообщения о будущей судьбе своих предприятий. Генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян сообщил, что в этот день, 1 октября, в Москве юридически зарегистрирована Авиационная холдинговая компания (АХК) "Сухой". Помимо головного конструкторского бюро она объединяет смежные серийные заводы в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре. Таким образом, многолетний процесс создания на "Сухом" вертикально интегрированной структуры приблизился, похоже, к практическому воплощению. Михаил Погосян возглавил АХК в ранге генерального директора.

Корпорация "Иркут" пользуется существенной независимостью от других участников этого процесса, поскольку только 14% ее акций находится в управлении АХК "Сухой". Тем не менее вчера президент "Иркута" Алексей Федоров сделал программное заявление, отметив, что Россия не может стоять в стороне от развивающихся в мире процессов концентрации авиапромышленности. Федоров пообещал, что "Иркут" (наряду с "Сухим") будет активным участником формирования в России единой национальной авиастроительной компании.

Николай ПОРОСКОВ, Михаил КУКУШКИН, Лангкави