|
|
N°183, 01 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бендукидзе завлекает инвесторов
Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ), специализирующиеся на производстве оборудования для атомной энергетики, нефтегазового комплекса и судостроении, вчера официально вышли на Лондонскую фондовую биржу, накануне обнародовав состав своих акционеров. В ближайшее время ОМЗ собираются вторично выпустить Credit Linked Notes в объеме 50 млн долл. (первый выпуск объемом 36 млн долл. состоялся в ноябре 2002 года ), и, по словам гендиректора ОМЗ Кахи Бендукидзе, по этому поводу уже ведутся переговоры с рядом банков.
Каха Бендукидзе (контролирует 25,93% акций), созвав прессу, чтобы объявить о начале программы ADR, всячески уходил от ответов, оправдываясь, что по суровым британским законам запрещается делать заявления, способные повлиять на стоимость акций, "а то посадят в тюрьму".
Листинг, по словам г-на Бендукидзе, "это своего рода флажок" для инвесторов: значит, «компания соответствует международным стандартам и за ней есть надзор". Хотя глава ОМЗ отрицал связь между листингом и поиском инвестиций, очевидно, что выход на биржу служит привлечению капитала. "Это существенно облегчит ряду инвестиционных фондов вложения в акции компании", -- поясняет Максим Матвеев из Альфа-банка.
Впрочем, г-н Бендукидзе так и не признался, в какое из направлений и сколько предполагается вложить привлеченных средств, туманно сообщив, что предстоит реструктуризация всего бизнеса. Известно, что по количеству контрактов на первом месте -- судостроение, однако именно атомный сектор требует долгосрочных вложений (на постройку реакторов уходит пять лет). Между тем, жалуется глава ОМЗ, многие банки не берутся финансировать проекты, связанные с экспортом ядерных технологий, которые являются весьма политизированной (а значит, нестабильной) отраслью. В прямом кредитовании ОМЗ уже отказывали и МФК, и ЕБРР. Именно необходимость снизить долю банковских кредитов заставляет компанию прибегать к рынку ценных бумаг. «Поэтому, -- говорит г-н Бендукидзе, -- мы не можем функционировать как свободный бизнес».
Являясь противником господдержки промышленности, г-н Бендукидзе, тем не менее, признался, что атомный бизнес можно развивать только при тесном взаимодействии с правительством. Господдержка может понадобиться уже зимой, когда состоится тендер на строительство 5-го блока АЭС в Финляндии. Он уверен, что шансы ОМЗ повысятся, если компания сможет предложить финнам выгодные не только технические параметры, но и условия финансирования. Это возможно только при участии правительственных банков, которые могут выдать финнам кредит под закупку оборудования. Как признался Бендукидзе, вчерашним утром в телефонном разговоре с главой МЭРТ Германом Грефом последний дал понять, что идея проекта нашла одобрение у премьера Касьянова. В то же время аналитики не уверены в победе России. Она может достаться крупной европейской компании, например Framatom ANP. Кроме того, финнам нужны низкочастотные турбины, которые "Силовые машины" не делают (поставляют турбогенераторы, а ОМЗ -- реакторы).
Как известно, ОМЗ, занимая около четверти мирового рынка оборудования первого контура АЭС, не без помощи правительства уже участвуют в трех крупных проектах за рубежом -- в Индии (АЭС "Куданкулам"), Китае (Тяньваньская АЭС) и Иране (АЭС "Бушер").
Яна ВИКТОРОВА