|
|
N°183, 01 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Друг познается в трубе
Пекин разочарован нефтяной политикой Москвы
Сегодня Китай отмечает очередную годовщину победы социалистической революции 1949 года. Накануне этого дня руководители китайского МИДа и министерства коммерции встретились с российскими журналистами. Однако темой для беседы были не очередные празднества, а плохо скрываемая озабоченность неопределенностью нефтяных планов Москвы. Напомним, что на прошлой неделе состоялся визит в Китай премьера Михаила Касьянова. В ходе визита так и не был решен, как надеялись китайцы, вопрос начала строительства трубопровода из российского Ангарска в китайский Дацин.
Даже визит Владимира Путина в США подавался китайскими СМИ прежде всего в нефтяном ключе. Китайцы не скрывали недоумения по поводу того, что россияне готовы продавать нефть Штатам, расположенным по другую сторону океана, но колеблются по поводу сотрудничества с гораздо более близким и не менее надежным покупателем в лице Китая. Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Время новостей», замминистра коммерции КНР Чжан Чжиган не скрывал скепсиса относительно планов Москвы изменить структуру торговли с Китаем за счет сокращения сырьевой составляющей в пользу увеличения трудоемкой продукции машиностроения. Чжан Чжиган напомнил, что обсуждение проекта нефтепровода Ангарск--Дацин длится десятилетие. Сейчас российская сторона вновь отложила решение на три-четыре месяца из-за требований экологов.
Обещание же России увеличить поставки нефти за счет наращивания железнодорожных перевозок не вызывает в Пекине большого оптимизма. Китайцы подозревают, что за экономическими или экологическими доводами Москвы скрывается боязнь излишнего укрепления китайской экономики. Не случайно замминистра иностранных дел Лю Гучан особо подчеркнул необходимость повышения политического доверия между странами. В России, по словам Лю Гучана, распространена «теория китайской угрозы». Заместитель министра с большой обидой отозвался о публикациях в российских СМИ, якобы умышленно преувеличивающих число китайцев на территории российского Дальнего Востока. «Говорят о миллионах эмигрантов из соседней страны, а их там не более 100 тысяч», -- подчеркнул замминистра.
Непростая ситуация складываться и вокруг переговоров между нашими странами о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой уже стал Китай. Как заявил газете «Время новостей» заместитель министра по коммерции Чжан Чжиган, Китай будет среди первых стран, которые подпишут протокол об условиях присоединения России к ВТО. По его мнению, бытующие в России утверждения относительно «жесткой» позиции Китая неправильны. По словам Чжан Чжигана, Китай добивается от России элементарного: к примеру, китайцы хотят большей прозрачности торгово-экономической системы России в вопросах двустороннего сотрудничества.
Таким образом, все проблемы нашего двустороннего сотрудничества внезапно оказались в подвешенном состоянии. Это касается трубопровода, членства России в ВТО. Кроме того, не решена проблема и спорных приграничных территорий. Влиятельный китайский политолог, пожелавший остаться неизвестным, заметил в беседе с корреспондентом нашей газеты, что контуры российско-китайского партнерства, еще недавно казавшиеся ясными, вновь стали мутными. По мнению нашего собеседника, хорошо бы в ближайшее время экспертам обеих стран сесть за стол, чтобы прояснить позиции.
Александр ЛОМАНОВ, Пекин