|
|
N°182, 30 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Титаник» или глобальная сверхдержава?
Пять возможных сценариев развития Европейского Союза
В каком направлении движется Евросоюз -- в сторону своего собственного заката или на территории Старого Света возникает новая великая держава? Такую альтернативу для государств ЕС прогнозируют политологи из мюнхенского Центра прикладных политических исследований, влиятельного немецкого «мозгового треста», тесно сотрудничающего с МИД Германии. В своей работе они представляют немецкое видение «сверхдержавы Европы», которая во многом благодаря последовательному вооружению достигнет «паритета власти» с США и тем самым станет соответствовать своему «объективному потенциалу мировой державы». «Энергия Европы» публикует выдержки из этого документа.
Ориентиры на будущее процесса европейской интеграции расставляются по-новому. Выдвинутые в последнее время предложения по реформированию законодательной базы ЕС, проведение еще одной правительственной конференции, окончательно принятое решение о расширении ЕС до 25 стран-членов, а также разнобой в их подходах и оценках иракского конфликта являются подтверждениями тому, что старые модели европейской интеграции по сути дела не имеют будущего. Представлять себе Европу лишь в качестве исторической общности судеб теперь уже стало вовсе недостаточным для того, чтобы соответствовать тем вызовам, которые предъявляются к способности расширенного Европейского Союза функционировать и развиваться. Евросоюз и входящие в него государства должны быть готовыми заново пересмотреть основы своего сообщества. Будущий характер Европейского Союза в значительной мере станет определяться тем, насколько подвергнутся изменениям наиболее существенные черты европейского порядка. В первую очередь речь в данном случае идет о дееспособности и эффективности политической системы ЕС, численности стран -- членов Союза, а также способности ЕС как всемирно-политического «актера» существенно влиять на развитие международной политики.
Сценарий «Титаник» -- возможный регресс политико-экономической субстанции ЕС вплоть до его роспуска. Поляризация различных концепций в области политики и общественных ценностей приводит к непримиримым разногласиям между членами ЕС, в результате чего они не только прекращают делегирование дальнейших полномочий в ЕС, но в значительной степени стараются возвратить на национальный уровень уже обобществленные разделы своей политики. Утрата интеграционной силы ЕС приводит к ослаблению конкурентоспособности Европы по отношению к Северной Америке и Азии. Символ единой Европы -- евро -- отменяется, вместо него снова вводятся национальные валюты. Ренационализация европейской внешней политики и политики безопасности является элементом, завершающим провалившуюся попытку их европеизации. Внутри- и внешнеполитические разногласия приводят в конце процесса распада к непреодолимым коллизиям интересов. Взаимоотношения между европейскими государствами определяются меняющимися коалициями и откровенно выраженной политикой с позиции силы прошлых лет. Вследствие этого переживает период своего возрождения «старое» трансатлантическое сообщество с доминирующим влиянием США, которые пытаются заполнить вакуум власти на европейском континенте.
Сценарий «Закрытая коренная Европа» предполагает, что среди членов ЕС отсутствует консенсус по поводу будущего развития Союза. Группа стран принимает решение о сотрудничестве вне рамок уже имеющихся договорных обязательств. Стремление играть возможно более самостоятельную роль в международных отношениях становится связующим звеном стран «коренной Европы», нацеленных на сотрудничество на правительственном уровне. В этом новом «клубе», где сотрудничество сводится к общей внешней политике и политике безопасности, доминируют те европейские государства, которые располагают необходимыми военными возможностями и структурами, а также стремлением защищать свои интересы во всем мире -- в случае необходимости с помощью военных средств. Старый Евросоюз напоминает своего рода «зону свободной торговли де-люкс», лишенную политической дееспособности.
В сценарии «Метод Моне» (политологи образно сравнивают этот сценарий с художественным методом Клода Моне) будущее развитие Евросоюза складывается по образцу прежних лет: сообщество занято поисками общего знаменателя, который и должен стать определяющим в вялотекущем интеграционном процессе. В целом система ЕС представляется в летаргическом состоянии, но она еще не парализована. Реформ в области совместной внешней политики и политики безопасности оказывается недостаточно, чтобы активизировать стратегический потенциал мировой державы с населением около 500 миллионов человек. Прежде всего европейцы оказываются не в состоянии в существенной мере улучшить свои военные возможности. С точки зрения внешней политики, политики безопасности и обороны ЕС остается игроком, деятельность которого большей частью ограничивается европейским континентом.
Согласно сценарию «Открытое гравитационное пространство» (в данном случае «старые» государства ЕС становятся как бы центом притяжения для других стран. -- Ред.), авангард стран Союза преследует цель постоянного углубления интеграции. Страны, обладающие волей к интеграции, углубляют свое сотрудничество как в старых, так и в новых областях политики в рамках существующей договорной базы ЕС. Функции Еврокомиссии и Европарламента расширяются. В решениях на уровне министров, которые принципиально принимаются простым большинством голосов, участвуют лишь представители тех стран, которые являются частью углубленного процесса интеграции.
В сценарии «Сверхдержава Европа» большая Европа соответствует своему объективному потенциалу мировой державы: Евросоюз использует свои материальные и структурные ресурсы в полном объеме, экономическая эффективность, численность населения, военный потенциал и система общественных ценностей составляют мощную базу для совместных действий. Союз приближается к своей конечной цели -- государственному становлению Европы. Все центральные сектора политики (внутренняя, внешняя, оборонительная, социально-экономическая) обобществляются в строгом соответствии с Европейской конституцией. В четко отрегулированной системе взаимного контроля над осуществлением властных полномочий Еврокомиссия наделяется исполнительными компетенциями, свойственными правительству. В результате Европейский Союз оказывается чрезвычайно открытой системой, которая и в процессе формирования собственной государственности сохраняет способность принимать новых членов и становится таким образом в глобальном масштабе единственной системой с беспрерывно увеличивающейся территорией. Завершение формирования военно-оборонительного союза и строительство Объединенных европейских стратегических вооруженных сил, которые под совместным общеевропейским командованием могут использовать потенциалы ядерного оружия Франции и Великобритании, изменяют международную роль ЕС. Сверхдержава Европа окончательно расстается с идеей «гражданской державы» и неограниченно использует методы международной политики с позиции силы. Несмотря на серьезные различия между государственным устройством сверхдержавы Европа и пониманием государственности и практикой правления в США, крупный политический и экономический потенциал ЕС делает возможным сравнение с США.
Франко АЛЬГИЕРИ, Янис А. ЭММАНОУИЛИДИС, Роман МАРУН, Центр прикладных политических исследований, Мюнхен