|
|
N°182, 30 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Наша цель -- конкурентоспособность российского газа после либерализации рынка в Европе"
О сегодняшнем и завтрашнем днях экспортных поставок газа из России «Энергии Европы» рассказал генеральный директор «Газэкспорта» Александр МЕДВЕДЕВ.
-- 30 лет на европейском рынке -- это повод подвести некоторые итоги работы, а заодно заглянуть в будущее...
-- История «Газэкспорта» началась 30 лет назад, когда первый советский газ добрался до Германии. С тех пор и происходило становление «Газпрома» в качестве крупнейшего поставщика природного газа в мире и крупнейшего экспортера этого вида топлива. Сейчас наша компания обеспечивает четверть мировых экспортных поставок. Вы только вдумайтесь: за всю историю отечественного экспорта на внешний рынок было поставлено более 2,4 трлн кубометров газа, что вполне сопоставимо с общим годовым потреблением газа на всей планете.
И это несмотря на непростые времена, которые мы переживали, в частности и в прошлом году, когда на европейском рынке наблюдалась крайне неблагоприятная конъюнктура. Из-за низких темпов экономического развития на газовом рынке Европы на протяжении ряда лет сохранялось превышение предложений над спросом. Тем не менее общий объем экспорта российского газа в прошлом году повысился на 1,7 млрд кубометров по сравнению с 2001 годом и достиг крупнейшего за всю историю внешней торговли России газом уровня -- 128,6 млрд кубометров. В текущем году намечается поставить 134 млрд кубометров газа, т.е. на 4% больше прошлогоднего показателя.
-- Какова сейчас структура экспорта «Газпрома»?
-- Естественно, география поставок значительно расширилась за 30 лет и покрывает практически всю Центральную и Западную Европу. В настоящее время «Газэкспорт» поставляет природный газ в 21 страну Западной и Центральной Европы, а также на Украину, в Молдавию, Армению и Эстонию. Основным внешним рынком сбыта российского природного газа является Западная Европа, на которую приходится примерно 70% экспорта (в 2002 году -- 87,8 млрд кубометров). Доля российского газа в потреблении этого энергоносителя в регионе оценивается в 20%. При этом «Газпром» обеспечивает примерно треть его суммарного импорта в Западную Европу. Причем Германия не только не утратила своей ведущей роли в импорте российского газа, но и лидирует с большим отрывом. В прошлом году на германский рынок было поставлено 32,2 млрд кубометров. На втором месте находится Италия -- 19,3 млрд кубометров, а на третье место в прошлом году вышла Турция -- 11,8 млрд кубометров, обогнав Францию, которая импортирует из России на 400 млн кубометров меньше.
-- Что будет происходить, на ваш взгляд, со спросом на газ в Европе в долгосрочной перспективе?
-- Согласно имеющимся прогнозам, в перспективе ожидается сохранение опережающих темпов прироста спроса на газ как в мире в целом, так и в Европе в частности. В результате природный газ будет играть все более важную роль в формировании топливно-энергетического баланса. Доля газа в структуре потребления первичной энергии в Европе, как ожидают, повысится с 22% в 2001 году до 29% в 2010 году. Прогнозируют, что доля газа, закупаемого государствами ЕС в третьих странах, повысится к 2020 году более чем в 1,5 раза по сравнению с показателем 2001 года (70% против 45% соответственно). И, естественно, «Газпром» намерен укреплять свои позиции на рынке. При этом мы считаем, что сохранение системы долгосрочных контрактов, которые содержат условие «бери или плати», являются основой стабильности и надежности поставок газа в Европу.
-- Удалось добиться понимания этого от европейцев?
-- На наш взгляд, да. На серьезном уровне уже никто в Европе не настаивает на отходе от долгосрочных контрактов, поскольку альтернативных механизмов обеспечения инвестиционной привлекательности газовых проектов никто не придумал. Лишь такие контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости многомиллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру -- гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени. Российский природный газ экспортируется в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений. Сейчас действуют договоры, которые останутся в силе еще на период от 5 до 20 лет. На перспективу суммарный объем продаж газа «Газпрома» по действующим долгосрочным соглашениям на условиях "бери или плати" определяется в 2,1 трлн кубометров, что составляет лишь около 7% разведанных запасов природного газа, находящихся в распоряжении компании.
-- Какие задачи вы ставите по развитию экспортного бизнеса?
-- Главная цель -- обеспечить конкурентоспособность российского газа в условиях либерализующегося рынка. Во-первых, мы постараемся непосредственно приблизиться к потребителям. Ведь как родилась эта проблема? В свое время существовали Совет экономической взаимопомощи и Европейский рынок. Практически все наши пункты сдачи газа находятся на границе между европейским сообществом и странами, входившими раньше в соцлагерь. То есть, например, на границе Словакии и Австрии, границе Чехии и Германии -- так исторически сложилось. Естественно, инвестировав колоссальные деньги и не вернув эти инвестиции, нам тяжело говорить об изменении контрактов и создании дополнительных рисков. Поэтому ведется диалог -- диалог конструктивный. Брюссель также понимает экономические проблемы, связанные с этим вопросом, так что, я думаю, какие-то решения мы найдем, хотя эти решения непростые.
-- А что во-вторых?
-- До последнего времени "Газпром" экспортировал газ в Европу исключительно по долгосрочным контрактам сроком до 20 лет и на жестких условиях поставок. В прошлом году впервые «Газпром» продал по разовым сделкам 2 млрд кубометров газа. В ближайшие два года по новым формам торговли мы намерены продать 5--6 млрд кубометров газа. Мы будем активно развивать новые формы торговли газом -- разменные операции, спотовые и биржевые продажи. В частности, уже в этом году на спотовом рынке Великобритании «Газпром» продаст 2,5--3 млрд кубометров газа. В «Газпроме» прекрасно осознают, что сохранить наши позиции на европейском рынке, где в ближайшие годы конкуренция будет усиливаться, а предложение газа будет превышать спрос на него, поможет грамотная маркетинговая стратегия.
|