Центробанк делает еще один шаг в борьбе с банками, рисующими отчетность и капиталы. Вчера вступило в силу его указание №1311-У, объясняющее, что такое существенная недостоверность отчетных данных в понимании чиновников. В совокупности с новой редакцией Инструкции №1, которая потребует от банков ежедневного соблюдения обязательных нормативов, этот документ может дать ЦБ право отозвать лицензии у многих участников рынка.
Согласно закону «О банках и банковской деятельности» Центробанк может лишать своих подопечных лицензии «в случае установления фактов существенной недостоверности» отчетности. В том числе по этой причине, часто фигурирующей в пресс-релизах ЦБ «Об отзыве лицензии», недавно прекратил свое существование Росинбанк. Но что такое «существенная недостоверность» отчетности, до сих пор никто не понимал.
Эта ситуация в принципе играла на руку банкирам, которые не видели серьезных препятствий для украшения своей отчетности. Как результат, недавно первый зампред ЦБ Андрей Козлов говорил, что среди кредитных организаций есть банки «со 100-процентным нарисованным капиталом». «Я знаю единицы банков, которые бы вообще не примяли схем и имели бы полностью достоверные балансы», -- добавляет гендиректор агентства «Рус-Рейтинг» Ричард Хейнсворт.
Активно бороться с раздуванием капиталов ЦБ начал весной, приняв положение №215-П, а с подгонкой нормативов -- только в сентябре. Символическим началом этой борьбы можно считать
выход проекта главной инструкции регулятора -- №1. Теперь у Банка России появился еще один серьезный документ, ужесточающий надзор: Указание №1311-У «О порядке отзыва у кредитной организации лицензии при установлении существенной недостоверности отчетных данных».
Указание написано очень коротко. Оно просто признает «факты недостоверности отчетности» существенными, если они «позволяют утверждать», что банк не выполняет требования ЦБ к резервам, или обязательные нормативы, а также, что собственный капитал банка на отчетную дату опускается ниже его уставного капитала. Еще одним основанием для отзыва лицензии признается неисполнение обязательств перед кредиторами или «обязанности по уплате обязательных платежей». Аналитики и банкиры полагают, что главный банк страны идет на радикальное ужесточение надзора.
«В принципе Центробанк и раньше отзывал лицензии на вышеперечисленных основаниях, -- говорит руководитель банковского направления РА «Интерфакс» Михаил Матовников, -- но теперь создается ситуация, когда к лишению лицензии может привести даже разовое нарушение требований регулятора». По словам замгендиректора аудиторской компании «ФБК» Алексея Терехова, ЦБ сознательно «ужесточает и формализует процедуры контроля», получая очень серьезные полномочия. «Вместе с новой Инструкцией №1 это создаст проблемы очень многим банкам», -- говорит он. «Просто ЦБ прозрачно намекает, что пора перестать накачивать капиталы и подрисовывать отчетность, -- добавляет вице-президент Пробизнесбанка Павел Бусыгин, -- поскольку теперь за это можно лишиться права называться банком».
Между тем в серьезности намерений чиновников с Неглинной можно не сомневаться. Вчера директор департамента лицензирования и финансового оздоровления банков ЦБ Михаил Сухов, представляя новый документ, отметил, что он зарегистрирован Минюстом и может быть использован при судебных разбирательствах.