|
|
N°182, 30 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Буркхард Бергманн: Наш бизнес пережил эпоху противостояния Востока и Запада
-- Господин Бергманн, у Ruhrgas и у вас лично в активе 30-летний опыт работы с Россией в области газа. Какие главные выводы вы могли бы сделать на основании этого опыта? Если откровенно, бизнес с Россией -- это до сих пор «трудный хлеб»?
-- Хлеб с маслом нужно сначала заработать. Это везде так. Сделать это, однако, удается лишь тогда, когда обе стороны в равной степени извлекают из бизнеса выгоду, руководствуются интересами долгосрочного развития и относятся друг к другу с доверием. В этом смысле торговля газом между «Газпромом» и Ruhrgas с самого начала была примером успешных экономических отношений в международном масштабе. Наш бизнес пережил эпоху противостояния Востока и Запада, энергетические кризисы и распад Советского Союза. Российская газовая промышленность обеспечивает сегодня более половины экспортной выручки и треть поступлений в государственный бюджет. Легендарная сделка «газ -- трубы», осуществленная в эпоху «холодной войны», послужила в итоге фундаментом для формирования одной из основных отраслей энергетики Германии. Наши сегодняшние контракты заключены сроком до 2030 года.
Приобретением доли участия в акционерном капитале «Газпрома» мы в том числе заявили о том, что у нашей кооперации большое будущее. С тех пор России удалось добиться огромных успехов. Экономика стала более стабильной. В страну поступает все больше иностранного капитала, возвращается российский капитал. В одном только прошлом году Дума утвердила 225 законов о проведении реформ. Россия не стала, правда, пока раем для инвесторов, но ее экономика уже заслуживает доверия.
-- В начале 2003 года Ruhrgas вошел в состав концерна E.on. Как это отразится на газовом бизнесе с Россией?
-- Ruhrgas и E.on в «одной упряжке» приобрели еще большее значение для отношений с Россией в сфере энергетики. Наше положение на газовом рынке стало гораздо более прочным не только в Германии (по сравнению с прошлыми позициями одного Ruhrgas). Концерн E.on хорошо известен и в других регионах Европы, представляющих интерес для России. Кроме того, E.on может воспользоваться своими прочными позициями на рынке электроэнергии. В структуре E.on компания Ruhrgas отвечает за весь газовый бизнес концерна в Европе, в том числе за закупку газа.
-- В каком направлении пойдет дальнейшее развитие партнерских отношений Ruhrgas с российской газовой промышленностью? Вы уже дали понять, что роль крупнейшего покупателя российского газа вас больше не удовлетворяет. Ruhrgas хочет, чтобы ему дали возможность участвовать также в крупных проектах добычи газа. Вы не могли бы более подробно остановиться на ваших планах в этой связи?
-- Основной сферой деятельности нашего предприятия по-прежнему будут долгосрочные контракты с «Газпромом». Однако увеличение поставок российского газа в Западную Европу сопряжено с целым рядом весьма сложных вопросов, связанных с транзитом газа через Украину и с реализацией нового проекта строительства Североевропейского газопровода. Сегодня мы уже успешно сотрудничаем с «Газпромом» в области транзита российского газа по территории Германии на рынки, находящиеся за западной границей ФРГ. Новые отправные точки для развития кооперации в будущем обусловлены процессами приватизации в некоторых странах Центральной и Восточной Европы. В странах Балтии у нас уже сложился позитивный опыт сотрудничества с «Газпромом». Перспективными являются также проекты энергосбережения в России. В этой сфере мы тоже хотели бы сотрудничать с «Газпромом».
В составе концерна E.on мы намерены расширить свою деятельность в сфере добычи газа в рамках некоторых проектов. Вначале основное внимание будет сосредоточено на шельфовых месторождениях в норвежском и британском секторах Северного моря. Что же касается нашей конкретной заинтересованности в участии в проектах добычи газа в России, то здесь еще необходима дальнейшая проработка. Процесс этот уже идет. Вопрос состоит в наличии адекватных запасов для совместной разработки в сотрудничестве с российскими партнерами. Кроме того, оценке следует подвергнуть фискальные, правовые и политические условия такой деятельности.
-- Наверняка вы следите за дебатами на тему либерализации газового рынка в России. Какая роль, на ваш взгляд, должна быть отведена в долгосрочной перспективе «Газпрому», являющемуся, как известно, монополистом в области добычи, транспортировки и реализации российского газа?
-- Вполне понятно, что политики чрезвычайно осторожно и осмотрительно подходят к решению вопросов, связанных с осуществлением реформ. Значение «Газпрома» для надежности газоснабжения и государственного бюджета столь велико, что правительство России не может позволить себе здесь реформаторских экспериментов. В то же время проведение определенных реформ в этой области было бы вполне целесообразным. Общие условия деятельности независимых производителей должны быть улучшены. Сюда относится, в частности, обеспечение прозрачного и справедливого режима предоставления прав на транспортировку третьим лицам. Однако с этим опять же нельзя связывать надежду на то, что независимые производители получат возможность снимать пенки, оставляя «Газпрому» гораздо менее привлекательные или даже нерентабельные варианты реализации газа.
-- Намерены ли вы увеличить долю акционерного участия Ruhrgas в ОАО «Газпром»?
-- В настоящее время доля прямого и косвенного участия Ruhrgas в акционерном капитале «Газпрома» составляет около 6,5%. С 1998 года мы постепенно, в несколько этапов, увеличивали свой пакет. Дальнейшее увеличение доли нашего участия в «Газпроме» будет зависеть от развития общих условий, в том числе от реформы российского газового рынка и либерализации рынка акций «Газпрома». На сегодняшний день мы не можем сообщить ничего нового по данному вопросу.
-- Образующийся международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины может стать важным элементом для развития газового рынка Европы. Какие проблемы и какие преимущества существуют, на ваш взгляд, в связи с реализацией этого проекта? Хватит ли у вас и у ваших будущих партнеров «духа коллективизма» для совместной работы? Имеет ли Германия, и в частности Ruhrgas, конкретный интерес к данному проекту и какую выгоду вы надеетесь извлечь для себя из участия в нем?
-- Для надежности снабжения Германии и Европы система транзита газа через Украину имеет огромное значение, ведь около 80% российского газа, поставляемого в Западную Европу, проходит именно через эту систему. Еще в июне 2002 года президент России, президент Украины и канцлер ФРГ приняли на трехсторонней встрече в Санкт-Петербурге совместное заявление об обеспечении транзита газа через Украину силами международного консорциума. С тех пор Ruhrgas активно выступает за его создание. Задачей такого консорциума была бы эксплуатация, реконструкция и расширение системы транзита газа через Украину. Однако из-за различий позиций российской и украинской сторон по целому ряду центральных вопросов реализация этого проекта пока задерживается. Мы терпеливо относимся к этому процессу и убеждены в том, что нам все-таки удастся в конечном итоге приступить к осуществлению этого совместного проекта.
|