Время новостей
     N°182, 30 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.09.2003
Рубенс в заложниках
В отношении перемещенных ценностей российские власти применяют двойной стандарт
История, связанная с пропажей в годы второй мировой войны шедевра великого фламандца эпохи барокко Питера Пауэла Рубенса «Тарквиний и Лукреция» близка к своему разрешению. В минувшие выходные российские власти якобы конфисковали картину, оцененную в 80 млн долл., из коллекции российского предпринимателя Владимира Логвиненко. В интервью газете «Известия» сам Логвиненко рассказал, что картина сменила уже нескольких владельцев в России -- после того как была продана дочерью советского офицера, вывезшего полотно из разграбленной Германии.

История «Тарквиния и Лукреции» легко вписывается в обычный сценарий перемещения трофейных ценностей -- тот же самый, что известен, например, по другому громкому делу последнего времени, так называемой коллекции Балдина (коллекции западноевропейской графики, вывезенной офицером Советской армии в годы второй мировой и пока не вернувшейся в Германию). До войны полотно Рубенса находилось в собрании «Прусские замки и сады Берлина--Бранденбурга». Последний раз оно выставлялось на всеобщее обозрение в картинной галерее потсдамского дворцового комплекса Сан-Суси, а затем, в 1942 году, желая защитить от возможных в результате войны повреждений, его перевезли в хранилище города Райнсберга. В результате оно исчезло. И было обнаружено советским офицером в Бранденбурге, в доме любовницы Геббельса. Офицер увез картину в Москву, и спустя десятилетия его родственники продали ее за 800 долларов.

Летом последний владелец Рубенса предприниматель Логвиненко отправил фотографию картины по электронной почте немецкому искусствоведу Герду Бартошеку с предложением рассмотреть вопрос о ее приобретении Германией. Картина была сильно повреждена, 50 лет она хранилась свернутой в трубку. Бартошек, директор Потсдамской галереи, где картина висела до 1942 года, решил отправиться в Москву для подтверждения подлинности полотна. В июне предприниматель согласился на экспертизу полотна, и Бартошек с дамой-реставратором прибыли в Москву. После нескольких телефонных звонков их отвезли в частный дом и показали картину размером 1,87х2,14 метра. Сам Логвиненко уже имел возможность сравнить ее с черно-белой фотографией из архивов Эрмитажа. В итоге и российские, и немецкие эксперты пришли к выводу, что в собрании Логвиненко -- одна из самых громких пропаж второй мировой войны.

Кстати, сам российский предприниматель утверждает, что картину прокуратуре он отдал по личной воле. В упомянутом интервью «Известиям» он говорит, что владеет этой картиной по праву, и ссылается на решение Конституционного суда, постановившего, что предметы искусства, вывезенные в частном порядке, не подлежат реституции. «Генпрокуратура ведь запретила отдавать Германии «балдинскую коллекцию», которую наш офицер вывез в частном порядке. Сейчас ситуация аналогична, но прокуратура почему-то рьяно взялась выполнять поручение немцев», -- удивляется г-н Логвиненко.

На первый взгляд, удивительно не только это. В самом деле в том, как освещают (вслед за немцами!) эту историю отечественные СМИ, проявляется явный «двойной стандарт» по проблемам реституции. Коллекцию Балдина мы отдавать не хотим. А с полотном Рубенса разыгрываем совершенно другой сценарий. На глазах фабрикуется какой-то дешевый триллер с уголовщиной, сокрытыми шедеврами, анонимными письмами, агентурой, арестами и русской мафией -- именно так немецкие, а затем российские СМИ окрестили Владимира Логвиненко, который, напомним, сам выступил инициатором публичного обсуждения проблемы с картиной. И вот уже министр культуры Германии Кристина Вайсс «выражает удовлетворение в связи с удачным проведением операции по конфискации картины «Тарквиний и Лукреция». А РИА «Новости» подводит резюме: конфискация стала результатом плодотворного сотрудничества между канцлером ФРГ Герхардом Шредером и президентом России Владимиром Путиным.

Так вот, оказывается, где, как говорил герой «Покровских ворот», собака порылась. Вот объяснение этого двойного стандарта в отношении к разным плененным трофеям. Не за горами визит немецкого канцлера в Россию. И у встречи в верхах обязательно должен быть оптимистический back ground. Потому российская номенклатура и выслуживается.

Сергей ВАЛЕРЬЕВ