В общем-то все заинтересованные наблюдатели уже сформулировали основное отличие нынешнего награждения премией «ТЭФИ» от прошлых: явное преимущество, которое получили развлекательные и культурные программы, свидетельствует не столько о том, что в обществе сменились приоритеты, сколько о том, что публика от политики устала. И негласное, но всеми подразумевающееся уточнение: от той политики, которую предлагает современное телевидение -- лишившееся независимости, подчиненное интересам власти и потому превратившее свои политические программы в рекламные ролики. Дескать, если уж не получать с экрана честной информации, то хотя бы себя не обманывать.
В пользу того, что именно эта версия умонастроений самая правильная, говорит то обстоятельство, что в выборе культурных и развлекательных программ академики явно не отличились. То, что из десяти призов канал «Россия» семь получил за «Идиота», действительно свидетельствует, что этот сериал запомнился. Но в остальном набор призеров не впечатляет. Вот, например, казус с «Фабрикой звезд», получившей свою награду в результате оплошности с электронным голосованием: академики очевидно не разобрались в путанице названий и изображений, не совпавших на экране. А за «Новости культуры» в номинации «Лучшая новостная программа» отдавали свои голоса явно лишь в знак протеста, поскольку для канала «Культура» это далеко не лучший проект и, главное, в этом году работавший ничуть не сильнее, чем в предыдущие годы. Недоразумением является и само включение «Новостей культуры» в эту номинацию -- ясно же, что культурные новости требуют совершенно иного подхода, чем обычные информационные сообщения. И этого иного подхода телевидение по-существу так и не выработало. А соревнуйся Флярковский с тем же Парфеновым, уровень профессионализма даже не обсуждался бы.
Или вот СТС отличился, забрав больше премий, чем НТВ, бывший бесспорный лидер. Но почему «Самый умный ребенок» вообще соревновался в номинации «Детские программы»? «Первый канал», получив 25 номинаций, выиграл в двух: награждены одна из наименее удачных шоу-программ «Фабрика звезд» и довольно слабый фильм «Гении и злодеи. Владимир Набоков» (если бы позиционирование было бы внятным, то, во-первых, в музыкальной номинации «Фабрика» вряд ли бы соревновалась с программой Артема Варгафтика, а во-вторых, в просветительскую номинацию бы никогда не попал очень сомнительный проект Михаила Шемякина на канале «Культура», есть там и куда более достойные передачи).
Короче, ясно, что на поле развлечения, просвещения и поучения царит полная неразбериха. Вектор общего интереса и всякого рода усилий -- от финансовых до творческих -- пока направлен все-таки не туда. Просто, что называется, под руку попало.
С другой стороны, впервые были кардинально пересмотрены принципы трансляция церемонии. Те номинации, что, по мнению организаторов, не интересны для публики, были названы «внеэкранными» и вручены келейно. Зато для большего эффекта голосование в последнем туре было проведено прямо в зале. Смешно, что в трансляции были вырезаны именно те «интерактивные» моменты, которые настоящий репортаж только украсили бы: например, путаница с пультами, передача их в «управление» и т.д. Телевидение пока вообще не разобралось, чего оно хочет, -- то ли эффекта присутствия, то ли присутствия эффекта. Боюсь, что упадок интереса к основным телевизионным программам связан не столько с потерей независимости, сколько с потерей осмысленности.
Кстати, академия принципиально не включает в число своих членов людей, пишущих о телевидении, в отличие, кстати, от американской. Может быть, как раз потому, что заниматься анализом собственной деятельности у нас считается лишним. А если телевизионная премия не является итогом самосознания телевизионного сообщества, а отражает лишь результаты подковерной борьбы самолюбий, то зачем ею интересоваться публике?
Номинация |
Название программы |
Компания-производитель |
Канал-вещатель |
Информационная программа |
«Новости культуры» |
ГТРК «Культура» |
ВГТРК, телеканал «Культура» |
Информационно-аналитическая программа |
«Час Пик. Суббота» |
ТРК «ТВ-Томск» (г. Томск) |
ТРК «ТВ-2» (г. Томск) |
Ток-шоу |
«Школа злословия» |
ООО «Телекомпания «ТОН» |
ВГТРК, телеканал «Культура» |
Ведущий информационной программы |
Михаил Антонов, «Вести» ГТК «Телеканал «Россия» |
ГТК «Телеканал «Россия» |
ГТК «Телеканал «Россия» |
Интервьюер |
Юлия Мучник, «Час Пик. Суббота» |
ТРК «ТВ-Томск» (г. Томск) |
ТРК «ТВ-2» (г. Томск) |
Репортер |
Андрей Лошак, «Намедни», «Сегодня», «Профессия -- репортер» |
ОАО «Телекомпания «НТВ» |
НТВ |
Публицистическая программа |
«Что делать?» |
ЗАО «АТВ Продакшн» |
ВГТРК, телеканал «Культура» |
Просветительская программа |
«Гении и злодеи. Владимир Набоков» |
ООО «Телерадиокомпания «Цивилизация» |
«Первый канал» |
Музыкальная программа |
«Фабрика звезд-2» |
ООО «Продюсерский центр «Иван!» |
«Первый канал» |
Программа для детей |
«Самый умный ребенок» |
ЗАО «Сеть телевизионных станций» |
СТС |
Развлекательная программа |
«О.С.П.-Студия» |
ЗАО «О.С.П.» |
СТС |
Ведущий развлекательной программы |
Федор Бондарчук, «Кресло» |
ЗАО «Телекомпания ВИD» |
СТС |
Телевизионная игра |
«Своя игра» |
ЗАО «Телевизионная продюсерская компания «2В» |
НТВ |
Журналистское расследование |
«Дневник беглеца» |
ЗАО «Телекомпания РЕН ТВ» |
REN TV |
Телевизионный документальный фильм/сериал |
«Георгий Жженов. Русский крест» |
Студия «Остров» |
ГТК «Телеканал «Россия» |
Телевизионный художественный сериал |
«Бригада» |
Продюсерский центр «Аватар-Фильм» |
ГТК «Телеканал «Россия» |
Телевизионный художественный фильм/сериал |
«Идиот» |
ЗАО «2-Б-2 Интертейнменд» (г. Санкт-Петербург) |
ГТК «Телеканал «Россия» |
Исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале |
Инна Чурикова, «Идиот» |
ЗАО «2-Б-2 Интертейнменд» (г. Санкт-Петербург) |
ГТК «Телеканал «Россия» |
Исполнитель мужской роли в телевизионном фильме/сериале |
Евгений Миронов, «Идиот» |
ЗАО «2-Б-2 Интертейнменд» (г. Санкт-Петербург) |
ГТК «Телеканал «Россия» |
Телеканал «Россия» также получил специальный приз Академии российского телевидения за производство отечественных сериалов. Статуэтка Орфея «за личный вклад в развитие российского телевидения» была вручена телережиссеру Евгению Гинзбургу.