|
|
N°181, 29 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ленин-маус мирового пролетариата
Открылась выставка «Берлин--Москва/Москва--Берлин»
Вчера в столице Германии произошло событие, которому с нетерпением ожидавшая его публика задолго до начала пророчила участь одного из центральных в культурной жизни нынешнего года. В берлинском выставочном центре «Мартин Гропиус» открылась выставка «Берлин--Москва/Москва--Берлин», подготовленная в рамках фестиваля Германо-российских культурных встреч 2003/04 г. 180 российских и немецких художников представили здесь около 500 своих работ, охватывающих период с 1950 года и до наших дней. Некоторые из них были созданы специально для этой выставки. В сорока залах общей площадью свыше 5000 квадратных метров выставлены живописные полотна и скульптуры, кино- и видеоинсталляции.
В 1995 году в Берлине в этом же выставочном зале с шумным успехом прошла как бы «первая часть» экспозиции, представившая советское и немецкое искусство первой половины прошлого века. Сенсацией тогда стали откровенные параллели в немецких произведениях времен национал-социализма и советских периода сталинского соцреализма. Как отметил впоследствии один из ее организаторов, «обе стороны удивились собственной откровенности». Эту выставку посмотрели свыше 60 тысяч посетителей -- редкий итог для избалованных насыщенной культурной жизнью города берлинцев.
Взгляд на вторую половину прошлого века в меньшей мере сосредоточен на сравнении культур двух стран. Устроители выставки сознательно, как ими было особо отмечено накануне открытия, ушли также и от хронологии в показе экспонатов. Центральной идеей стала напряженность, возникшая после второй мировой войны между двумя мировыми политическими системами. А что до «собственной откровенности», то удивляться ей, похоже, давно перестали. На второй этаж выставочного здания публика поднимается по лестнице, перспективу которой венчает бронзовое изваяние вождя мирового пролетариата с головой Микки-Мауса. Посетители реагируют на этот политико-развлекательный гибрид достаточно индифферентно.
Не обошлось, как признался на прошедшей накануне открытия многолюдной пресс-конференции директор организации «Берлинские фестивали» Йоахим Сарториус, и без «трений между немцами и русскими» при утверждении окончательной редакции экспозиции. Заместитель министра культуры Павел Хорошилов в связи с этим считает, что «бесконечные кураторские дискуссии», с которыми устроители сталкивались на всем протяжении организационного периода выставки, оказались незавершенными и после ее открытия. В Москве эта выставка будет показана в несколько измененном виде. Там, заметил Хорошилов, у публики несколько иная ментальность. «Эта выставка лишь некоторый итог, -- сказал он, -- который предполагает, может быть, еще более интенсивный диалог в будущем».
Устроители полностью отказались от собственного комментирования процессов, происходящих в искусстве двух стран: «Говорить должны не мы, а искусство». Они не ставили также перед собой цель собрать этакий «экспопарк» с высшими достижениями творческой элиты обеих стран. И -- не дай бог -- старались как можно дальше уйти от «соревнования» художников. А самым ценным достижением этой выставки для любого из нас, как отметил Павел Хорошилов, может стать углубление культурного диалога между двумя странами.
Юрий ШПАКОВ, Берлин