|
|
N°181, 29 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Между нами, православными
Патриарх всея Руси и президент Эстонии нашли общий язык
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил одну из самых проблемных точек «канонической территории» Русской православной церкви -- Эстонию. Такой визит еще пару лет назад казался практически нереальным. Эстонские православные приходы еще в начале 90-х годов стали объектом межконфессиональной интриги: в 1992 году независимая Эстония зарегистрировала Стокгольмский синод Эстонской апостольской православной церкви под юрисдикцией Константинопольского патриархата. А одноименная автономная церковь Московского патриархата с тех пор находилась в республике на полулегальном положении -- без регистрации и без права владеть храмами и иным имуществом, которое было предоставлено «константинопольцам». Лишь в мае 2002-го эстонские власти под давлением Европы все же приняли решение официально признать существование «московской» ЭПЦ. Возможно, определенную роль сыграло и то, что нынешний президент Эстонии Арнольд Рюйтель -- православный. Теперь, когда отношения духовной и светской властей несколько потеплели, появилась возможность и для патриаршего визита.
Уроженца Эстонии Алексия II принимали на его родине вполне официально -- приглашение было направлено не только митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, но и Арнольдом Рюйтелем. Вдобавок перед визитом было объявлено, что патриарх удостоен ордена «Крест Марьямаа» I степени. В программу поездки помимо церковных служб, посещения Пюхтицкого женского монастыря и панихиды на могиле родителей Алексия II входили и деловые переговоры. Нерешенный до сих пор вопрос о возвращении Московской патриархии церковного имущества обговаривался с министром по делам регионов Яаном Ыунапуу и премьер-министром Эстонии Юханом Партсом. На встрече патриарха и премьера присутствовали и представители светской дипломатии: зампред думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий и послы России в Таллине и Эстонии в Москве. Особо отмечалось, что патриарх разговаривал с премьером на эстонском языке. Возможно, именно возможность обойтись без переводчика помогла Алексию II добиться от официального Таллина обещания помочь урегулировать эту непростую проблему.
Идиллическую картину общения православного патриарха с властями страны, во главе которой стоит православный президент, портит лишь одно обстоятельство. Сцена официального примирения вытеснила на задний план третью заинтересованную сторону -- Константинопольский патриархат, который всего за год превратился из «официальной» православной конфессии Эстонии чуть ли не в «узурпатора». Вряд ли Стокгольмский синод легко смирится с потерей своего влияния. Более того, двум церквям предстоит в ближайшие годы провести трудные переговоры о разделе имущества. Но фраза Алексия II о том, что параллельное существование двух православных церквей "возможно лишь при условии их полного равноправия", дает шанс на то, что теперь, когда обе ЭПЦ находятся в равном юридическом положении, удастся достичь какого-то компромисса.
Владимир ДЗАГУТО