|
|
N°181, 29 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Точка замерзания
Губернаторы рискуют полномочиями в случае неготовности регионов к зиме
Отныне региональным властям, неспособным обеспечить людей теплом и горячей водой в зимний период, может угрожать не только народное проклятие, но и принудительное отстранение от исполнения должностных обязанностей. На заседании в пятницу правительство приняло решение в месячный срок разработать поправки в действующее законодательство, позволяющие вводить в регионах внешних управляющих по аналогии с управляющими на предприятиях-банкротах.
Первый претендент на потерю -- если не кресла, то контроля за финансовыми потоками из-за холодных батарей -- уже известен. Это губернатор Камчатки Михаил Машковцев. Как рассказал журналистам ответственный за ЖКХ вице-премьер Владимир Яковлев, он предупреждал на оперативном совещании на Камчатке, что область может стать первым регионом, в котором будет введено внешнее финансовое управление из-за плохой подготовки к отопительному сезону. Однако Камчатка будет, может, и первым, но, возможно, не единственным регионом. Аналогичная участь вполне может постигнуть Ульяновскую и Архангельскую области и Карелию. Пятничное решение правительства должно стать для регионов "последним китайским предупреждением". Пока в Белом доме все же не теряют надежды, что региональным властям удастся справиться самостоятельно. На заседании правительства было принято решение выделить 250 млн руб. Камчатке и 100 млн руб. Ульяновской области для расчетов с поставщиками электроэнергии.
По словам премьера Михаила Касьянова, внешнее управление в регионах будет вводиться в исключительных случаях, когда ЖКХ находится в кризисном состоянии. Однако в скором времени таких "исключительных" регионов может стать больше, нежели живущих по установленным для системы ЖКХ правилам. Первый этап реформирования ЖКХ, по оценке г-на Касьянова, прошел неудовлетворительно. По его словам, «60% предприятий в этой сфере убыточно, их долги не ликвидированы и не реструктуризированы». Так что список вышеназванных аутсайдеров может пополниться. Тем более что ясности в вопросе, какими путями лечить застарелые проблемы ЖКХ, по-прежнему нет. Глава Госстроя Николай Кошман полагает, что каждый регион должен написать свою программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Все они должны быть согласованы с Госстроем, Минэкономразвития, Минфином и утверждены как губернатором, так и местным законодательным собранием. Пока такие программы существуют лишь в 19 регионах. И удивляться их малому количеству не приходится. Никому еще не удавалось провести реформу чего бы то ни было, не вложив в это дело ни копейки, а откуда брать деньги на ЖКХ, непонятно. Денег в региональных и местных бюджетах, как правило, нет, а попытки переложить проблему на население путем многократного поднятия тарифов всякий раз проваливались. Владимир Яковлев очень рассчитывает на приход в эту сферу частного бизнеса. Главное, на его взгляд, «не спугнуть частный бизнес невыполнением договорных обязательств». Однако учитывая запущенное состояние коммунальных систем и весьма призрачные дивиденды, рассчитывать на массовые инвестиции в эту отрасль не приходится.
Со своей стороны правительство решило помочь ЖКХ, избавив его от старых долгов. Минфину и Госстрою в месячный срок поручено разработать механизмы их реструктуризации. Ранее г-н Яковлев неоднократно говорил, что «перетаскивать долги на следующий год -- значит, ставить крест на ЖКХ». Однако времени на то, чтобы выполнить это обещание, у правительства остается все меньше.
Итоги заседания правительства газете "Время новостей" комментирует депутат Госдумы от фракции "Яблоко", зампред партии Сергей Митрохин:
-- Два года назад, когда принималась программа реформы ЖКХ, "Яблоко" предупреждало о том, что ее результатом станет исключительно продолжение роста тарифов без каких-либо улучшений ситуации в «коммуналке». В пятницу эти опасения получили полное подтверждение. В ходе заседания стало ясно, что ударными темпами выполняется только одно направление программы -- график перехода к 100-процентной оплате коммунальных услуг, означающей перенос всей ответственности за состояние ЖКХ с государства на потребителя. Другие направления полностью провалены. Выяснилось, например, что прирост товариществ собственников жилья (ТСЖ) за эти два года составил всего 0,3%, а темпы демонополизации отрасли вообще равны нулю. Причина в неверной расстановке приоритетов реформы. Главной ее целью должно быть не сокращение любой ценой дотаций коммунальщикам, а создание стимулов для структурных изменений: развития конкуренции, объединения жильцов в товарищества, установки счетчиков и т.п. Однако к этим предложениям правительство сегодня так же глухо, как было два года назад. Два губернатора (Калужской области и Алтайского края) и мэр Череповца в один голос просили поддержать идею, которую ранее выдвинуло «Яблоко»: сократить налоговое бремя для малого и среднего бизнеса, работающего в ЖКХ. Однако этот голос так и остался не услышанным. Так же, как и неожиданный вопрос социального министра Починка: «Почему за последние полтора года я стал платить за квартиру в восемь раз больше?».
Вера СИТНИНА