|
|
N°181, 29 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закон переведут на русский язык
КС в октябре пояснит чиновникам понятие «агитация»
Точку в разгорающемся конфликте журналистов с Центризбиркомом по поводу закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" поставит вскоре Конституционный суд. В конце минувшей недели на своем закрытом пленуме судьи приняли решение не откладывать до окончания избирательной кампании рассмотрение жалоб журналистов на ограничение их права свободно писать о предстоящих парламентских выборах и кандидатах. Слушания по спорному закону назначены на 13 октября.
Напомним, что согласно новой редакции избирательного закона любая аналитическая публикация, в которой высказывается оценка кандидата или содержащая информацию, отличающуюся от распространяемых ЦИК пресс-релизов, может быть названа чиновниками из избиркомов агитационной. А агитацией по тому же закону могут заниматься лишь сами зарегистрированные кандидаты и их представители. То есть, борясь с черным пиаром, ЦИК, разработавший этот закон, априори записал многих журналистов в нарушители. Обидевшиеся представители прессы и примкнувшие к ним законодатели обратились в суд. Инициаторами рассмотрения вопроса в КС стали, в частности, редактор калининградской газеты "Светлогорье" Константин Рожков, московский журналист Константин Катанян и около 100 депутатов Госдумы (инициатива принадлежит СПС, но запрос подписали представители практически всех думских объединений, кроме "Единства").
Жалоба поступила в КС на прошлой неделе, и перед судьями встал вопрос времени: дать ли парламентским выборам пройти по действующему закону или же рассмотреть жалобы до 7 декабря. Собственно говоря, КС мог бы, не кривя душой, поставить запрос в общую очередь и рассмотреть аккурат перед президентскими выборами, чтобы не мешать журналистам освещать деятельность президента-кандидата. К тому же определенное давление на КС оказывал и влиятельный глава ЦИК Александр Вешняков, публично предположивший, что судьи не будут рассматривать жалобы до выборов, поскольку дело это скорее политическое, нежели юридическое. Но КС поступил иначе.
Решение КС рассмотреть дело во время избирательной кампании свидетельствует о том, что судьи считают этот вопрос принципиальным, а гарантии свободы слова и распространения информации -- обязательным условием проведения объективных выборов. Так что можно предположить, что суд не станет тянуть с подготовкой решения и оно будет оглашено не только до дня голосования, но и до 7 ноября, когда официально начнется период предвыборной агитации.
Впрочем, жалобщики не рассчитывают на то, что КС признает вешняковский закон неконституционным. Дело в том, что лежащих на поверхности противоречий Конституции нет: плохой и недемократичный закон не обязательно неконституционен. От судей ждут иного -- указаний, чем должны руководствоваться чиновники при его применении. По словам представителя думской фракции СПС Бориса Надеждина, это максимум на что могут рассчитывать инициаторы запроса. При этом г-н Надеждин отметил, что ему лично будет достаточно, если для журналистов признают головным закон "О СМИ", а не "Об основных гарантиях..."
По мнению сопредседателя Большого жюри Союза журналистов России Михаила Федотова, КС должен в первую очередь разъяснить закон чиновникам на местах. «Центризбирком уже сделал немало, разъясняя закон так, чтобы его применение не нарушало конституционное право на свободу слова, -- говорит он. -- Но ведь есть немало региональных избирательных комиссий, где сидят не такие профессионально подготовленные и одновременно более зависящие от местных властей люди. Я полагаю, что КС мог бы указать, что агитация всегда носит систематический характер и целенаправленна. И целенаправленность должны доказать в суде представители власти. А если СМИ задает разным кандидатам в равной степени неприятные вопросы, то ни о какой агитации речи быть не может».
Юрий КОЛЕСОВ