|
|
N°181, 29 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Никто не будет доказывать терапевтические свойства чеснока или моркови»
В международной практике биологически активные добавки относятся исключительно к продуктам питания. Российские же чиновники слишком долго позволяли производителям заявлять о лекарственных или профилактических свойствах, считает юридический советник Конфедерации обществ потребителей Светлана ЗАВИДОВА.
-- На ваш взгляд, правильна ли политика Минздрава, проводимая сейчас в отношении регистрации БАД?
-- Безусловно, правильная. Ситуация, которая сложилась в стране с биологически активными добавками, вопрос не сегодняшнего дня. Слишком часто в рекламе БАД позиционируются как лекарства, как нечто, обладающее терапевтическим эффектом. Я считаю, что такого не должно быть, но, к сожалению, сейчас именно БАД пытаются заполнить нишу лекарственных средств.
-- Из-за чего сложилась такая ситуация?
-- Можно только предполагать. Во многом, наверное, виновато и само Министерство здравоохранения, довольно долго не реагировавшее на притязания производителей добавок, которым, конечно, хочется заявить о том, что их продукция обладает лечебным или профилактическим эффектом. То есть при занесении добавок в реестр сертификации БАД где-то писалось «общеукрепляющее», а иногда и были намеки на терапевтические свойства препаратов.
Если же посмотреть на регулирование рынка добавок к пище в международной практике, то там БАД относятся только к продуктам питания.
-- Как сейчас регулируется вопрос с регистрацией биологических добавок?
-- На нашей памяти первое понятное определение биологически активных добавок содержалось в приказе Минздрава от 1997 года. Добавки определены там как «концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов». На данный момент в законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» четко прописано, что БАД не могут и не должны содержать сильнодействующих, наркотических и ядовитых веществ. Кроме того, говорится, что концентрация активных веществ в добавках должна быть ниже терапевтической нормы. На упаковке в сопроводительной надписи обязательно указывается и то, что биологически активная добавка не является лекарственным средством.
-- Это делается, чтобы заранее предупредить покупателя?
-- Да, ведь сейчас при продвижении БАД на рынке производители добавок напрямую не называют свои препараты лекарствами, но на этикетке пишут конкретное заболевание и называют конкретное воздействие на него со стороны добавки.
-- А почему вы так категорически против того, чтобы некоторые добавки использовались как лекарства?
-- Регулирование БАД и лекарственных средств резко отличается друг от друга. Для того чтобы что-то могло называться лекарством, необходимо определить безопасность и эффективность вещества. Для определения эффективности необходимы клинические исследования стоимостью в миллионы долларов. В отношении добавок этого не делается в принципе. Да никто и не будет проверять эффективность чеснока или моркови, входящих в состав биологических добавок. Поэтому мы придерживаемся совершенно жесткой позиции -- добавки нужно расценивать не иначе как дополнение к пище.
-- А как насчет вредных для организма веществ -- вы знаете случаи, когда они выявлялись в добавках?
-- На практике случаи обнаружения вредных для человека веществ были. Как правило, находили БАД, имеющие в себе сильнодействующее вещество -- траву эфедры. Скорее всего, этот продукт был нелегально завезен на территорию России. Путь попадания таких препаратов к потребителю несложный. Курьер приносит заказанное по рекламному телефону «лекарство от всех болезней», в переводной аннотации к которому просто не указан какой-либо содержащийся элемент.
Вероятность столкнуться с ядовитым веществом будет до тех пор, пока БАД будут продаваться практически в любом переходе. На витринах, кстати, они не всегда выставлены. Но если спросить о чудо-средстве для похудения, обязательно найдется пачка-другая.
Беседовал Андрей АНДРЕЕВ