Время новостей
     N°54, 28 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.03.2001
Друг моего врага
Администрация США отомстила Москве за поддержку Ирана
Америка в очередной раз продемонстрировала России, что намерена учитывать ее мнение в весьма ограниченных объемах. Несмотря на грозные предупреждения Москвы, и.о. специального советника госсекретаря по странам СНГ Джон Бейрл встретился в понедельник с т.н. министром иностранных дел Ичкерии Ильясом Ахмадовым. На протяжении несколько часов они "обсуждали ситуацию в Чечне".

По мнению официального представителя госдепа Ричарда Баучера, в факте встречи нет ничего необычного: "Мы уже не раз проводили встречи с чеченцами, теми, кто может рассказать нам о том, что там происходит... Я не нахожу во встрече с Ахмадовым ничего тревожного для России. Мы хотим четко заявить: мы считаем, что Чечня -- часть России, что российское правительство должно положить конец насилию и что военного решения конфликта нет. Обе стороны должны начать диалог, чтобы достичь политического соглашения".

В Москве, впрочем, объяснение никого не удовлетворило. МИД назвал прием официальным чиновником США Ахмадова "аморальным". "Торжественно приняв представителя чеченских боевиков, новая американская администрация со свойственной ей "решительностью" показала, на чьей стороне она действительно находится в международной борьбе с терроризмом", -- объяснил официальный представитель министерства Александр Яковенко.

Помощник президента Сергей Ястржембский заявил в интервью радио "Эхо Москвы": "Аргументация, что в госдепе хотели получить от Ахмадова более полную информацию о происходящем в Чечне, не выдерживает критики -- последний раз Ахмадов был в Чечне в октябре 1999 года, его контакты с Масхадовым фрагментарны, как собеседник он -- ноль». Ястржембский назвал встречу "бессмысленным политическим жестом", который "достоин сожаления". По мнению помощника президента, этот факт "вписывается в целую серию недружественных шагов в отношении России со стороны некоторых чиновников новой администрации США" -- в первую очередь имелся в виду министр обороны Дональд Рамсфельд. В Москве прием г-на Ахмадова считают особенно демонстративным жестом еще и потому, что, по уверениям наших источников в Кремле, во время неформальных контактов с американскими коллегами российские представители не раз специально поднимали именно ахмадовский вопрос: мол, ноги его не должно быть в госдепартаменте. И прежняя администрация, несмотря на ее трепетное отношение к чеченской проблеме и правам человека, черты не переходила: во время предыдущего вояжа в 1999 году Ильяса Ахмадова принял мелкий клерк госдепа в холле одного из вашингтонских отелей. Нынешний демарш Кремль однозначно считает ответом американцев на ту теплоту, с которой в Москве был принят президент Ирана Мохаммад Хатами. Иран в Вашингтоне, как известно, считают страной-парией.

Справедливости ради надо сказать, что Вашингтон постарался смягчить "моральный ущерб" российской стороны. Ахмадова в Вашингтоне принял не зам. госсекретаря по политическим проблемам Марк Гроссман, как планировалось, а и.о. специального советника госсекретаря по странам СНГ -- чиновник рангом пониже. К тому же, как сообщает AFP, встреча прошла не в самом госдепе, а на нейтральной территории, что также несколько снижает значимость события. Формально нога г-на Ахмадова действительно не ступила на территорию официального ведомства США.

Похоже, что эта «уступка» демонстрирует ту степень компромисса, на который готова идти новая администрация США в отношениях с Россией. Вашингтон дает понять, что он не полностью игнорирует позицию Москвы. В противном случае чеченского эмиссара, наверное, приняли бы по высшему разряду. Однако навстречу нам Буш-младший готов сделать только один шаг, все остальные шаги должна, по мнению Белого Дома, делать Москва. Не потому что там нас как-то особенно не любят, а просто исходя из реальной силы сторон: большую гибкость приходится проявлять тому, кто слабее. Как бы это нам ни было неприятно.

И российское руководство, видимо, достаточно адекватно оценивает ситуацию. Премьер-министр Михаил Касьянов, находившийся в Минске, заявил, что относится к встрече в Вашингтоне крайне негативно: «Но ставить вопрос о каких-то ответных мерах мы не хотим».

Евгений АНТОНОВ