|
|
N°180, 26 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неожиданная близость
Визит Михаила Касьянова в Китай принес больше результатов, чем ожидалось
Премьер-министр России Михаил Касьянов остался доволен итогами завершившегося вчера официального визита в Китай. Ряд российских экспертов, участвовавших в подготовке поездки, опасались, что на переговорах разговор пойдет в довольно жестких тонах, поскольку российско-китайские отношения совсем уж гладкими не назовешь. Однако опасения оказались напрасными. Как сказал г-н Касьянов на итоговом брифинге для российских журналистов, он полностью удовлетворен переговорами. Даже несмотря на то, что, как отметил глава правительства, «не все вопросы решены».
В общем-то до визита мало кто ожидал, что в Пекине возможен радикальный прогресс по ключевым пунктам российско-китайских торгово-экономических отношений. Впрочем, такая задача и не ставилась. Сегодня для России гораздо важнее получить полную ясность того, как Китай планирует строить свои взаимоотношения с северным соседом, и, соответственно, довести до китайского руководства, как это представляем себе мы. Поставленная цель, судя по словам г-на Касьянова, в ходе визита была достигнута. «На ближайший год мы знаем, как строить работу», -- сказал премьер.
Одна из главных целей -- существенно увеличить продажу в Китай продукции отечественного машинотехнического комплекса и других отечественных товаров. Задача важна хотя бы потому, что правительство, как говорится, спит и видит нашу экономику более дифференцированной, слезшей с нефтяной иглы, с бурно развивающимися перерабатывающими отраслями. Понятно, что Китай для них чуть ли не самый перспективный зарубежный рынок. Кроме того, Китай -- мечта для российских атомщиков. Сейчас мы строим два первых блока Тяньванской АЭС (они вступят в строй в конце 2004 и в конце 2005 годов соответственно). Как сообщил корреспонденту газеты "Время новостей" один из членов российской делегации, на переговорах г-н Касьянов убедительно дал понять китайским партнерам, что мы рассчитываем на успех в тендере на строительство третьего и четвертого блоков станции. Уже известно, что Россия готова даже предоставить кредит Китаю на строительство и закупку российского оборудования для АЭС. Впоследствии участие российских атомщиков в китайских ядерных проектах может еще расшириться. По словам посла России в Китае Игоря Рогачева, Пекин рассматривает возможность строительства еще нескольких станций.
Но если в сфере ядерной энергетики проблемы решаются, что называется, в рабочем порядке, то вопрос строительства нефтепровода из России в Китай окончательно повис в воздухе. По словам источника газеты "Время новостей", китайская сторона уже поняла, что в ближайшие несколько лет нефть из России пойдет только по железной дороге. Причем китайцы были чрезвычайно рады намерениям компании ЮКОС увеличить объемы поставок в 2004--2005 гг. до 5,5 млн тонн в год.
Привозная нефть в Китае нужна как воздух, причем в объемах, значительно превышающих возможности российских железнодорожных поставок. Россия же такие объемы пока предоставить не может, и не только потому, что не построен нефтепровод. Просто не добыта еще та нефть, которую можно было бы пустить по трубе в Китай: перспективные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока еще не освоены (многие еще и не достаточно разведаны), а намерения ЮКОСа гнать на первых порах в Китай нефть из Западной Сибири в правительстве не поддерживают.
Исходя из этого, по сути, становится второстепенным вопрос об окончательном согласовании с Минприроды проектов двух маршрутов нефтепроводов, из которых затем нужно будет выбрать один. По словам источника, «нельзя строить трубу, а только потом начать думать, чем ее заполнить». А заполнить ее можно будет, согласно энергетической стратегии России, лет через шесть--восемь. Именно тогда должна начаться разработка месторождений Восточной Сибири, в частности, в Якутии.
Зато с ростом взаимного товарооборота ни Россия, ни Китай медлить не собираются. Поставлена задача довести его до 20 млрд долл. в год. Рост значительный, учитывая, что в прошлом году товарооборот составил 12 млрд долл., а прогноз на этот -- 14 млрд. И без урегулирования проблем торговых режимов добраться до 20-миллиардного показателя будет затруднительно. Именно поэтому этот вопрос был одним из ключевых на переговорах. По словам г-на Касьянова, российская сторона сегодня удовлетворена тем, как решаются проблемы экспорта в Китай «проблемных» товаров -- продукции российской металлургии и химической промышленности. Закрепить достигнутые успехи поможет подписанное в рамках визита соглашение о периодическом проведении специальных консультаций для урегулирования торговых споров на ранних стадиях. «Рассчитываю, что это соглашение позволит нормализовать торговый режим по металлу, химии и другим товарам», -- сказал Михаил Касьянов.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Пекин