Время новостей
     N°180, 26 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.09.2003
Чилийский вариант опробуют в России
Счетная палата намерена вплотную заняться вычислением финансовых "прачечных"
Борьба с сомнительными финансовыми операциями идет пока в России с переменным успехом. За полтора года -- с момента вступления в силу "противоотмывочного" закона -- ни по одному из 13 возбужденных уголовных дел по фактам отмывания преступных доходов так и не был вынесен обвинительный приговор. Об этом сообщил вчера глава Счетной палаты Сергей Степашин, выступая на заседании рабочей группы высших органов финансового контроля. Из миллиона поступивших в Комитет по финансовому мониторингу России сообщений о сомнительных операциях лишь 13 тысяч было переправлено в правоохранительные органы. Уголовных дел было заведено в тысячу раз меньше.

Столь низкий КПД "противоотмывочного" закона главу Счетной палаты не устраивает. По его словам, из-за незаконного вывоза капитала российский бюджет каждые пять лет теряет до 60 млрд долл. Но дело не только в потерях для бюджета. Членство в ФАТФ, куда Россию приняли в июне текущего года, требует от страны соответствующей отдачи и результативности в поимке нарушителей.

В этой связи, по мнению г-на Степашина, актуальным становится вопрос о пересмотре роли Счетной палаты в борьбе с финансовыми махинациями. «Правоохранительным органам очень трудно в одиночку предпринимать действенные меры по борьбе с сомнительными финансовыми операциями», -- отметил Сергей Степашин. Поэтому необходимо повысить роль контрольно-ревизионных органов. Высший контрольно-ревизионный орган должен иметь "самостоятельные представления об организации работы по противодействию легализации "грязных" денег", подчеркнул он. И поделился своими представлениями.

Начать усиленные проверки Счетная палата предполагает с банковской сферы. В ближайшее время впервые будет проведена комплексная проверка Центробанка для анализа эффективности проводимых им мероприятий по недопущению преступных денег в банковскую систему. Обычно Банк России проверяет аудиторская компания, назначаемая Государственной думой. Счетная палата же проверяет лишь те операции Центробанка, на которые распространяется действие закона «О государственной тайне». Повышенное внимание к ЦБ со стороны главного ревизора неудивительно. Несмотря на то что ЦБ пытается усилить контроль за возможным отмыванием денег, треть банков по-прежнему допускают различные нарушения в отслеживании "грязных" финансовых потоков.

Большинство банков, впрочем, уже научились "стучать" на своих клиентов. На очереди -- армия независимых аудиторов, которых Счетная палата мечтает привлечь к контролю за преступными деньгами. Сегодня аудиторы в силу принятых в профессии норм не могут раскрывать финансовые тайны клиента. Счетная палата находит такой подход неразумным для страны, вступившей в ФАТФ. "Отмывание денег, как и риск совершения иных экономических преступлений, должны рассматриваться аудитором как часть процесса финансового аудита, -- отметил Сергей Степашин. -- Сложные или необычные сделки и схемы перевода денег не должны проходить мимо его внимания и должны тщательно проверяться". В этом плане очень симпатичен г-ну Степашину опыт Великобритании. Британские профессиональные стандарты финансового аудита обязывают ревизоров сообщать правоохранительным органам о выявленных ими подозрительных операциях.

С подачи Счетной палаты будут проводиться также перекрестные интернациональные поверки крупных международных сделок. "Легализация незаконных доходов осуществляется в основном через офшорные зоны, -- пояснил г-н Степашин, -- для чего используются подставные фирмы в самых разных странах мира. Отмытые за рубежом деньги часто переправляются обратно в Россию в форме инвестиций, займов в зарубежных банках и компаниях, платежей за консалтинг, фальшивую аренду и лжеуслуги в счет оплаты завышенной стоимости товаров".

Также вчера стало известно о подписании соглашения между Счетной палатой России и главным контролером Чили. По словам Сергея Степашина, главный контролер Чили является "очень мощной структурой" и наделен большими полномочиями, в том числе и властными, нежели российское контрольное ведомство. «Опыт чилийского контрольного ведомства будет полезен и для России, -- сказал г-н Степашин журналистам. -- Этому государству удалось сделать то, что пока не удалось нам, -- дебюрократизировать экономику, резко снизить численность административного аппарата и коррумпированность страны».

Ирина СКЛЯРОВА