Время новостей
     N°180, 26 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.09.2003
Росбанк вышел на потребителя
С помощью «Первого ОВК» он занялся экспресс-кредитованием в «М. Видео»
Спустя два месяца после приобретения компанией «Интеррос» группы «ОВК» ведущий банк холдинга -- Росбанк -- начинает пожинать первые плоды этой сделки. С понедельника он выдает потребительские кредиты населению в магазинах «М. Видео», используя сеть и технологию банка «Первое ОВК». Таким образом, на рынок экспресс-кредитования, открытый три года назад «Русским стандартом» и ДельтаБанком, вышел первый игрок из top-10 банков России.

В конце июля «Интеррос» выкупил у союза «Финансово-промышленная федерация» знаменитого банкира Александра Смоленского шесть банков «ОВК» («Дальневосточное ОВК», «Первое ОВК», «Поволжское ОВК», «Приволжское ОВК», «Сибирское ОВК» и «Центральное ОВК»), процессинговый центр «СТБ Кард», инкассаторскую компанию «Инкахран» и НКО «Объединенная расчетная система». За эти активы холдинг заплатил 200 млн долларов.

Теперь у «Интерроса» есть выбор: сохранить «ОВК» как самостоятельную структуру в рамках холдинга либо провести ее слияние с Росбанком. Впрочем, как бы ни поступил Владимир Потанин, понятно, что главная цель сделки -- дополнить корпоративный банковский бизнес группы мощным ритейлом -- будет достигнута. И неудивительно, что для начала группа «ОВК» стала тем мостом, по которому Росбанк вышел на рынок потребительского кредитования. «Сегодня оба предприятия имеют общих акционеров, и разделять издержки банков, связанных с этим процессом, уже не совсем корректно», -- пояснил газете «Время новостей» председатель правления «Первого ОВК» Владислав Першин.

Вчера г-н Першин вместе с первым зампредом правления Росбанка Владимиром Голубковым заявили, что оба банка начинают проект по обслуживанию торговых сетей и кредитованию населения в сети магазинов бытовой техники и электроники «М. Видео». «ОВК» предоставляется уже отработанная технология, система скоринга, сеть продаж и частично персонал, а кредитором и, соответственно, выгодополучателем выступает Росбанк. Сейчас он предлагает гражданам десятимесячные кредиты от 3 до 100 тыс. руб. под 10% с первоначальным взносом 10% от стоимости покупки.

Основную сумму покупки клиенты выплачивает по картам STB/Сirrus/Maestro, при этом погашать кредиты будет возможно в сети как Росбанка, так и «ОВК». «Сейчас это 60 точек, -- сообщил г-н Голубков журналистам, -- но до конца года число будет увеличено как минимум в полтора раза». Владислав Першин говорит, что «в основном это будут точки продаж «Первого ОВК», хотя в течение следующих двух лет могут произойти изменения в структуре управления и эволюция бренда». По его оценкам, альянс будет выдавать по 70--100 тыс. кредитов в месяц, а в ближайшие полтора года число карт, выданных через эту программу, «планируется довести до 1,5--1,8 млн».

По словам г-на Голубкова, до конца года портфель экспресс-кредитов Росбанка вырастет до 50 млн долл. «Это не окажет существенного влияния на структуру всего портфеля, -- отмечает он, -- для нас эта программа в первую очередь доходный проект». По оценкам Владислава Першина, аналогичные программы приносят банкам 3--6 млн долл. ежегодно.

Между тем кредитованием в «М. Видео» уже занимается банк «Русский стандарт», а недавно представитель сети сообщил, что компания ведет переговоры и с Альфа-банком. Глава пресс-службы последнего Вадим Юрко вчера сообщил газете «Время новостей», что «банк прорабатывает возможные варианты (сотрудничества с торговыми сетями. -- Ред.), и, возможно, одним из его партнеров будет «М. Видео». Впрочем, добавляет он, «Альфа-банк делает ставку на универсальные кредитные карты, не привязываясь к какой-то торговой сети». В «Русском стандарте» также дали понять, что не собираются уходить из сети. А представитель другого московского банка на условиях анонимности высказал мнение, что «три кредитные организации на одну компанию уже много».

При этом, говорит Владимир Голубков, «это не единственный проект Росбанка, ведутся переговоры еще с несколькими сетями», в том числе с клиентами его «дочки» -- процессинговой компании UCS. В их число входят компании «Седьмой континент», «Партия», «Рамстор», IКЕА, которые также имеют контракты с «Русским стандартом», ДельтаБанком, банком Home Credit и др.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ