|
|
N°180, 26 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пока ответят двое
Дело о взрывах жилых домов осенью 1999 года готово к передаче в суд
Единственные арестованные по обвинению во взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске -- Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов -- на днях закончили знакомиться с уголовным делом, и на будущей неделе все материалы будут переданы в суд. В какой именно, еще не решено, но скорее всего процесс пройдет в Ростове-на-Дону. Обвиняемые явно рассчитывают избежать пожизненного срока, для чего во время следствия валили вину друг на друга и говорили, что в террористическую группу их втянули обманом.
В сентябре 1999 года один за другим было взорвано два жилых дома в Москве и один в Волгодонске. В общей сложности погибли 240 человек, сотни людей были ранены. Спецслужбы довольно быстро установили всех участников преступления, но задержать подозреваемых долго не могли: некоторые боевики погибли в Чечне, остальные спрятались за рубежом.
Юсуф Крымшамхалов в юности увлекался классической борьбой, должен был пойти служить в спортроту, но попал в химвойска. По возвращении из армии перебивался случайными заработками, а потом познакомился с представителями некоего «Мусульманского общества №3» (его участники и осуществляли взрывы). В 1999 году новые приятели предложили ему заняться крупным делом. Арестованный утверждает, что речь шла о нелегальной, но мирной работе: надо было смешивать компоненты для сухой краски, а потом продавать ее по липовым накладным. Причем именно в качестве покупателя к нему якобы и приезжал Ачимез Гочияев (он обвиняется в организации терактов). Хотя следователи полагают, что Крымшамхалов не мог не догадываться, что это были за компоненты и для чего предназначались на самом деле. В результате мужчина вначале нашел в родном поселке Мирный бетономешалку, арендовал там же гараж под цех, и вскоре прибывшие из Чечни четыре человека принялись за работу. Как выяснили сотрудники ФСБ, в Мирном из селитры и алюминиевой пудры изготавливалась взрывчатка. Часть груза один из лидеров «Мусульманского общества №3» Гочияев вместе с другим членом организации Денисом Сайтаковым отвезли в Москву. Когда в столице произошел первый взрыв, Крымшамхалов, Деккушев и еще один боевик, Батчаев, уже ехали в Волгодонск на грузовике, груженом взрывчаткой. По данным следствия, вначале они собирались взорвать Цимлянское водохранилище. Как уже подсчитали эксперты, в таком случае число жертв превысило бы миллион человек. Но потом выбор был сделан -- жилой дом. Батчаев установил на бомбе таймер, после чего вместе с Крымшамхаловым уехал в Чечню. Деккушев остался в Волгодонске и установил грузовик с бомбой у здания.
После терактов и Крымшамхалов, и Деккушев прошли обучение в школе подрывников, а когда федеральные силы начали бомбежки их лагеря, уехали в Грузию. Поначалу оба чувствовали себя там вполне уверенно. Крымшамхалов стал даже имамом одного из джамаатов и получал от арабов крупные суммы. Но потом грузинские власти решили все же начать охоту за террористами. Первым схватили Деккушева. При задержании он отбивался от спецназа и даже установил растяжку с гранатой, на которой, правда, подорвалась его подруга. После такой новости Крымшамхалов, Батчаев и еще один боевик решили перебраться в Азербайджан. Когда проводник на «газике» довез их почти до границы, машина попала в засаду. Боевики сразу открыли огонь по спецназу, и поэтому почти все были уничтожены. Спасся только Крымшамхалов. Когда у него кончились патроны в пистолете, он лег на землю и поднял руки вверх.
На допросах Крымшамхалов уверял, что думал, будто действительно готовил в Мирном краску, о подготовке теракта узнал уже в Волгодонске и побоялся отказываться, а непосредственно взрыв устроили Деккушев и Батчаев. По данным газеты «Время новостей», на суде Крымшамхалов будет просить снять с него статью УК за предумышленное убийство, поскольку не желал никому смерти, а оставить только статьи «терроризм» (это грозит ему максимум 20-летним заключением), «незаконное пересечение границы» и «изготовление взрывчатки». Деккушев в свою очередь также валит вину на подельников. Он заявил на допросах, будто был простым водителем, во взрывном деле ничего не понимает и тоже не хотел гибели людей. Более того, по нашей информации, в тюрьме Деккушев начал писать книгу о пагубном влиянии арабов на судьбу Чечни.
Александр ШВАРЕВ