|
|
N°179, 25 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Буш и Шредер помирились
Германия рассчитывает приобрести в Совбезе право вето
Вчера в Нью-Йорке случилась сенсация: примирение Вашингтона с Берлином. На Генассамблее ООН в Нью-Йорке после 16-месячной размолвки встретились американский президент Джордж Буш и германский канцлер Герхард Шредер. «У нас были разногласия, теперь они преодолены. Мы будем работать вместе», -- заявил сияющий Буш. «Разногласия отброшены, мы хотим смотреть в будущее вместе», -- вторил ему лучащийся от удовольствия Шредер. Разногласия, о которых говорили два лидера, возникли в связи с Ираком -- Германия вместе с Россией и Францией категорически выступала против войны. «Францию наказать, Германию проигнорировать, Россию простить», -- родилась тогда знаменитая формула Вашингтона.
Неудачи в послевоенном Ираке заставили Белый Дом скорректировать хлесткие формулировки. Игнорировать и наказывать союзников по НАТО оказалось слишком накладно, и в осеннем Нью-Йорке началась американо-германская «оттепель». Катализатором же смягчения германской позиции по отношению к США стали совбезовские амбиции Берлина. Вчера Герхард Шредер выступал с трибуны ООН. Это было первое выступление канцлера ФРГ со времен Вилли Брандта ровно три десятилетия назад, когда Германия была принята в эту международную организацию. И Шредер воспользовался случаем -- призвал к расширению Совета Безопасности ООН. «От имени Германии я повторяю: мы готовы взять на себя больше ответственности в рамках такой реформы», -- заявил он. Берлин хочет стать постоянным членом Совбеза и получить при голосовании право вето, которым пока пользуются только пять ядерных держав -- Россия, США, Китай, Франция и Великобритания.
Тем не менее вчерашние рукопожатия показывают пока лишь внешнюю готовность Буша и Шредера вновь крепить узы дружбы. Оба они говорят о том, что «сообща могут сделать много хорошего». Но не особо вдаются в конкретику, чтобы не нарушать благостный тон примирения. Разместив 2000 солдат в Афганистане, Берлин категорически отказывается направлять их в Ирак, соглашаясь лишь тренировать иракских военнослужащих. Не шла во время вчерашней встречи речь и о германской финансовой помощи в восстановлении Ирака. Шредер обещает поддержать американский проект новой резолюции Совбеза по Ираку (Вашингтон согласен усилить роль ООН в Ираке и создать многонациональные силы, но только под командованием США). При этом Берлин разделяет позицию Парижа -- передать суверенитет Ираку как можно скорее.
Вчера же в Нью-Йорке состоялась -- по инициативе немецкого канцлера -- и трехсторонняя встреча в составе: российский президент Владимир Путин, канцлер Герхард Шредер и президент Франции Жак Ширак. Обсуждались те же вопросы: Ирак и реформирование ООН. После встречи Жак Ширак заявил, что позиция Франции, Германии и России скоординирована: «Нет и тени разногласий во взглядах между Францией и Германией. И у нас очень схожая позиция с Россией».
Андрей ЗЛОБИН