|
|
N°179, 25 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неуловимая реформа
Преобразования в газовой отрасли не даются Белому дому
Вопрос о структурных преобразованиях в газовой отрасли, который правительство собирается рассмотреть на завтрашнем заседании, рискует вновь быть отложенным на неопределенный срок. Как сообщил газете «Время новостей» осведомленный источник в Белом доме, на Михаила Касьянова «оказывается жесточайшее давление» с целью в очередной раз снять острейший вопрос с повестки дня. Результаты схватки будут известны ближе к вечеру, когда премьер-министр вернется из Китая, где находится с официальным визитом. Глава правительства, по данным источника, все же не настроен откладывать обсуждение газовой реформы. Повлиять на его решимость, очевидно, может только звонок из-за океана, где с официальным визитом находится Владимир Путин, -- если, конечно, президент России согласится с позицией «Газпрома».
В декабре этот вопрос сняли с правительственного рассмотрения за несколько часов до начала заседания. Как выяснилось позже, тогда этому способствовало письмо председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера главе государства. С тех пор «Газпрому» и МЭРТ так и не удалось прийти к согласованной позиции.
Если же случится чудо и реформирование газовой отрасли правительство одобрит, то между участниками процесса ожидается серьезная битва. Ведь для того, чтобы двигать столь важную для страны реформу, нужен очень мощный «локомотив». Менеджмент «Газпрома», судя по всему, не готов к решению подобной задачи, а государство пока не смогло определиться, что ему надо. Хочет ли оно создавать нормальный газовый рынок с нормальной конкуренцией и цивилизованными бизнес-отношениями, или ему нужен малопрозрачный монополист без внятной стратегии развития и преимущественно с советской системой управления, беспрекословно решающий задачи власти.
Доклад Минэкономразвития к завтрашнему мероприятию состоит из двух частей. О первой амбициозной части, где представлены основные идеи с анализом достоинств и недостатков необходимых структурных преобразований в газовой отрасли, газета «Время новостей» подробно писала в номере от 12 сентября. Вторую часть, разработанную совместно с «Газпромом», эксперты называют «достаточно аморфной, похожей на предвыборный план мероприятий» (ее текст также имеется в распоряжении редакции). Она состоит из двух блоков, каждый из которых, в свою очередь, делится на три направления.
В рамках первого блока (подразумевающего «структурные и организационные преобразования в отрасли», повышение эффективности производителей газа, равные условия и совместное развитие единой системы газоснабжения) ведомству Германа Грефа удалось согласовать с «Газпромом» следующие «тактические задачи». Прежде всего договорились посчитать (и уже сделали это) тариф на транспортировку газа при создании единой газопроводной компании в виде 100-процентной «дочки» концерна. Правда, Минэкономразвития считало его в условиях наделения этой структуры имущественным комплексом (то есть передачи на баланс основных средств). А в монополии, категорически не желающей отдавать газопроводы на баланс даже своей «дочке», исходили из того, что новая структура будет арендовать газотранспортную систему (ГТС). «Газпром» использовал следующую методику. Головная компания передает на баланс газотранспортной «дочке» 270 млрд руб. расходов, при этом его затраты на прокачку газа с учетом роста тарифа увеличатся на 170 млрд руб. Финансирование капвложений в ГТС будет, как и раньше, обеспечиваться за счет средств амортизации материнской компании и тарифной выручки -- привлечение заемных средств не планируется. Предусматривается погашение части кредиторской задолженности по кредитам, поскольку есть риск появления требований о досрочных выплатах. В итоге «Газпром» прогнозирует двукратный рост транспортного тарифа -- до 32,9 руб. за прокачку 1 тыс. кубометров газа на 100 км. А поскольку считали уже в прогнозируемых условиях 2004 года, итоговая средняя оптовая цена составила 37--38 долл. за 1 тыс. кубометров для внутреннего рынка и 41--42 долл. -- для внешнего. В расчетах Минэкономразвития цифры меньше -- 32--33 долл. и 35--36 долл. Но это все равно выше ожидаемого уровня цен на газ в 2004 году, который правительство установило в размере 27 долл. Однако, по мнению подчиненных г-на Грефа, это не является серьезной проблемой. Частично нивелировать этот разрыв поможет развитие сектора торговли газом по свободным ценам. А если еще установить на какое-то непродолжительное время повышенный тариф для экспортного топлива, то никакого разрыва не будет вовсе. При этом будет обеспечена эффективная работа газотранспортной компании.
Вторым направлением структурного блока является привлечение независимых производителей к развитию газотранспортной системы в обмен доступ в трубу. Для этого «Газпром» разработает генеральную схему развития ГТС до 2010 года, независимые получат «безусловное право доступа в систему при условии привлечения ими финансирования» для ликвидации «узких мест». Кроме того, они должны будут отказаться от прав собственности на вновь построенные газопроводы. Третье направление -- максимальное использование попутного нефтяного газа. Правда, его достаточно сложно называть вопросом стратегической важности.
Второй блок задач в плане мероприятий касается потребления. Основные тезисы по этому поводу, представленные в докладе, можно свести к следующим. Требуется введение обязательного баланса газа по России. Сейчас это сугубо внутренне дело «Газпрома», что создает условия для процветания различных «серых схем». Без прозрачного баланса распределения газа по регулируемой цене Минэкономразвития считает нецелесообразным выдавать концерну разрешение на продажу части газа по свободным ставкам.
В письме «Газпрома» к заседанию правительства (его текст также имеется в распоряжении редакции) можно выделить ряд основополагающих мыслей. По мнению менеджмента концерна, вычленение газотранспортной компании увеличит риски надежности поставок газа, а создание отдельных добывающих компаний на базе «Газпрома» создает угрозы для их скупки нефтяниками. Если присовокупить к этому возможность невыполнения экспортных контрактов и риски досрочного погашения долгов, то, как считают в концерне, проведение структурных реформ нецелесообразно на данном этапе. Но об этой позиции «Газпрома» известно давно. Революционной мыслью следует признать другой тезис: концерн, оказывается, перманентно занимается повышением собственной эффективности и прозрачности и проводит внутренние структурные реформы. К ним относятся создание дочерних обществ по добыче, транспортировке и сбыту, утверждение инвестпрограммы и бюджета компании собственным советом директоров и органами власти, продажу непрофильных активов и тому подобное.
Судя по заявлениям г-на Грефа и его первого заместителя Андрея Шаронова в кулуарах американо-российского энергетического саммита 22--23 сентября, Минэкономразвития по большому счету не ожидает от заседания правительства принятия какого-либо конкретного решения относительно реформирования. Министерство, очевидно, намерено поставить ряд вопросов, на которые нет однозначного ответа, и доказывать необходимость их скорейшего решения. Впрочем, в прошлом декабре было практически то же самое.
Алексей ГРИВАЧ