|
|
N°179, 25 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Федосеев: «Магии имен больше не существует»
Сегодня концертом из произведений композиторов XX века открывает сезон Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, лучший на сегодняшний день московский коллектив. После репетиции накануне концерта обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ удалось встретиться с художественным руководителем БСО, всемирно признанным дирижером-патриархом Владимиром ФЕДОСЕЕВЫМ.
-- Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского -- единственный, возродивший славную консерваторскую традицию Общедоступных абонементов. За символическую цену купить билеты могут люди с низким доходом. Ваши концерты позволяют послушать первоклассную музыку в первоклассном исполнении почти бесплатно. Благодаря вам в Консерваторию вернулись те, кто традиционно был негласным арбитром общественного вкуса: студенты, пенсионеры, служащие, гуманитарии.
-- Всеми силами, которые у нас есть, -- и физическими, и экономическими -- мы стараемся сохранить в программе Московской консерватории Общедоступный абонемент. Действительно, люди, посещающие наши концерты, во многом являются негласными арбитрами музыкального вкуса. Как вы знаете, еще до революции пятый ярус Большого театра отдавался студентам. Бесплатно. Так что сегодня общедоступные концерты необходимы. Хотя проводить их все труднее. Мы приглашаем многих известных зарубежных музыкантов. За свой счет. Если в год основания Общедоступного абонемента нам финансово помогал Моссовет, то сейчас мы вынуждены справляться сами.
-- Программа Общедоступных абонементов традиционно весьма изысканна. Авангард соседствует с классикой. Хрестоматия -- с раритетами. Сохранились ли эти принципы в подготовке двух абонементов нынешнего сезона?
-- Программу двух Общедоступных абонементов мы пытались сделать максимально разнообразной. Из раритетов -- никогда не исполнявшаяся в России сюита из «Гибели богов» Вагнера. Из музыки других классиков -- сочинения Брукнера, Рихарда Штрауса, Stabat Mater Дворжака. Из современной музыки -- творения Шнитке, Хиндемита, молодого немецкого композитора Мюллер-Виланда. Один концерт будет посвящен «музыкальным иностранцам»: Нино Рота, Чарли Чаплину. 3 мая 2004 года планируем сыграть концерт памяти Евгения Федоровича Светланова. Будут исполнены его любимые сочинения: кантата Танеева «Иоанн Дамаскин», Пятая симфония Чайковского. Среди солистов абонементов -- Элисо Вирсаладзе, Максим Федотов, Александр Князев. Среди приглашенных дирижеров -- Георг Марк (Австрия), Саулюс Сондецкис (Литва), Дитфрид Бернет (Великобритания), Карло Паллески (Италия)...
-- Расскажите, пожалуйста, о цикле, посвященном творчеству Бетховена.
-- С декабря 2003 года и на протяжении всего 2004 года мы исполним все симфонии и все инструментальные концерты Бетховена. Запланировано девять концертов. Впервые этот цикл прозвучал два года назад в столице Австрии с Венским симфоническим оркестром. В Россию мы пригласили звездных солистов: и Олега Майзенберга, и Лизу Леонскую, и Николая Цнайдера. «Бетховенским» концертам мы придумали парадоксальное определение «Новая музыка». Почему? Уверен, большинство сочинений, рождающихся в наши дни, воспринимается старее, чем опусы Бетховена двухсотлетней давности.
-- Какую музыку мы услышим сегодня на открытии сезона БСО?
-- Концерт представит три направления музыки XX века. Одно направление -- это Игорь Стравинский. Он творил как бы «вширь». У него немного декоративное искусство, очень привлекательное, изобретательное. Второе направление -- музыка Бориса Чайковского. Мы исполним одно из самых знаменитых его сочинений 1973 года «Тема и восемь вариаций». Это другое направление, «вглубь». Основой языка Бориса Чайковского является творчество Дмитрия Шостаковича. Третье направление -- музыка Джордже Энеску. Его музыка звучит в России редко. Стиль Энеску -- удержание в симфонизме фольклорной традиции. Практически народная музыка. Именно поэтому ее играть очень трудно.
-- И отечественная, и зарубежная критика часто называет БСО «последним бастионом оркестровой культуры». По-моему, это определение не только лестное, но и тревожное. Каковы, на ваш взгляд, проблемы, с которыми сталкивается академическая музыка сегодня?
-- Утрачен критерий и в организации музыкального менеджмента, и в исполнительском искусстве. Сегодня мы видим на афише Московской консерватории какого-нибудь певца, который лет десять назад не смог бы даже подойти к ее дверям. Он просто купил этот зал. А зал ко многому обязывает. Зал Московской консерватории -- тот же сертификат качества. Выступаешь в Консерватории -- стало быть, заслуживаешь. В итоге совершается подмена понятий, фальсификация критериев вкуса. Проблема существует не только в России -- во всем мире. Везде, например, наблюдается падение авторитета звукозаписывающих компаний. Они коллекционировали имена. Теперь же за именами нет, во-первых, качества, во-вторых -- разнообразия «продукта». Как следствие: рынок перестал работать, оправдывать существование звукозаписывающих компаний. И магии имен больше не существует.
-- Печальная картина...
-- Парадоксально, но этому, казалось бы, необратимому процессу совершенно объективно начинает противостоять публика. К слушателю и будем прислушиваться.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ