|
|
N°179, 25 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Куры в обмен на сталь
Мясники считают, что американской курятины слишком много
В ближайшее время правительство должно принять постановление о размерах и условиях квот на импортное мясо на следующий год. Принципиальных изменений ждать не следует. Глава департамента регулирования продрынков Минсельхоза Павел Винтовкин заверил журналистов, что отмены квот в ближайшие пять--семь лет быть не может. Размеры квот также принципиально не изменятся. По словам г-на Винтовкина, максимально размеры квот на будущий год могут отличаться от нынешних на 10%, правда, отказался уточнить, в сторону увеличения или уменьшения.
Необходимость квотирования никем не оспаривается, но пока постановление еще не принято, заинтересованные лица пытаются добиться отмены «странового» принципа распределения квот, действующего в этом году в отношении курятины. Этой теме была посвящена состоявшаяся вчера пресс-конференция Национальной мясной ассоциации.
Следует напомнить, что с 1 апреля этого года были введены квоты на ввоз в Россию мяса говядины, свинины и птицы. 90% квот на свинину и говядину распределялось по «историческому» принципу, то есть пропорционально объемам импорта за три последних года, и 10% было продано на аукционе. При распределении квот на мясо птицы использовался «страновой» принцип, при котором за каждой страной-импортером закреплялась определенная доля. Наиболее выгодным использование этого принципа оказалось для США. Более того, чтобы доля американской курятины была выше, доли распределялись исходя из пропорций, сложившихся в 1999--2001 гг. Прошлый год не учитывался, так как из-за проблем с введением нового ветсертификата доля американской продукции на российском рынке значительно снизилась. В результате квота на мясо птицы для США составила 553,5 тыс. тонн, Евросоюза -- 139,9 тыс. тонн, Бразилии -- 33,3 тыс. тонн.
При этом, как рассказал глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, куриные тушки выгоднее всего завозить из Бразилии, а грудки -- из Китая. Но импортеры лишены возможности выбора. На пресс-конференции много говорилось о росте цен и трудностях с ассортиментом из-за ограничений по странам-поставщикам. Однако есть все основания предполагать, что добиться отмены на следующий год «странового» принципа не удастся.
Искусственно большая доля США на российском рынке куриного мяса, по мнению ряда аналитиков, является входным билетом на американский рынок для российской металлургии. Не случайно ужесточение ветеринарных требований к «ножкам Буша» в прошлом году произошло сразу же после ограничения российского металлургического экспорта. Импорт курятины в Россию не менее важен для американцев, чем экспорт стали для российской промышленности. Как говорится, сталь в обмен на окорочка. Поэтому как бы импортеры ни были заинтересованы в отмене «странового» принципа, маловероятно, что Минэкономразвития (а именно его называют в кулуарных беседах как автора договоренностей) на это согласится.
Вера СИТНИНА