|
|
N°179, 25 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Касьянов пообещал Китаю много нефти
Пока не построят нефтепровод, ее будут возить по железной дороге
Тема строительства нефтепровода из России в Китай стала основной в ходе вчерашних переговоров в Пекине глав правительств двух стран. Впрочем, как и предполагали следящие за развитием ситуации эксперты, прорыва не произошло. Михаил Касьянов подтвердил, что нефтепровод, несмотря на сложности с утверждением этого проекта, будет построен. И судя по всему, г-ну Касьянову удалось донести до своего китайского коллеги -- премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао -- понимание того, почему нефтепровод вряд ли уже удастся построить в ранее предполагаемые сроки. По крайней мере Вэнь Цзябао на пресс-конференции по итогам переговоров не сказал ни одного критического слова в адрес России, неоднократно повторив, что задуманный проект в обеих странах рассматривают как «наиболее важный в двустороннем экономическом сотрудничестве». По его словам, и Россия, и Китай заявили о готовности следовать ранее достигнутым обязательствам. Премьер Госсовета, кроме того, дипломатично воздержался от ответа на прямой вопрос, кого Китай рассматривает в качестве потенциальных альтернативных источников поставок нефти, отметив, что российско-китайский проект «наиболее реальный». Правда одну его фразу все же можно в какой-то степени расценить как неудовлетворение тем, что северный сосед никак не определится с маршрутом нефтепровода и не утвердит его. Вэнь Цзябао, как показалось, несколько язвительно напомнил о том, что стороны рассуждают об этом нефтепроводе уже лет десять. Впрочем, возможно, что такой оттенок высказывания премьера Госсовета исключительно на совести китайского переводчика.
Как бы то ни было, российской стороне кроме заверений о готовности реализовать проект китайским партнерам предъявить было нечего. В начале сентября Минприроды дало отрицательное заключение на вариант строительства нефтепровода Ангарск--Дацин, разработанный ЮКОСом. Месяцем раньше аналогичная участь постигла вариант трубопровода Ангарск--Находка с ответвлением на Дацин, подготовленный компанией «Транснефть». В обоих случаях чиновникам Минприроды не понравилась природоохранная составляющая проектов. Ведь один из них (так называемый «южный», предлагаемый ЮКОСом) должен пересечь Тункинский национальный парк, а второй («северный») -- пройти по берегу Байкала, природного объекта, находящегося под защитой ЮНЕСКО. Из-за этого все движение к «российско-китайской трубе» застопорилось. Причем правительство, похоже, хочет заставить нефтекомпании получше подумать об экологической защищенности нефтепроводов: никому не хочется столкнуться с набирающим в мире силу экологическим движением, если Байкал будет в какой-то степени загрязнен. Да и свои международные обязательства Россия в этом случае однозначно нарушит.
Кстати, вчера в Пекине Касьянов напрямую пожурил нефтекомпании, заявив, что они «уделили недостаточно внимания» экологическому аспекту проекта. Поэтому теперь, по его словам, потребуется еще три-четыре месяца для доработки предложений по проектам, после чего они вновь предстанут перед экспертами Минприроды. Тогда и будет окончательно выбран вариант маршрута нефтепровода. Впрочем, премьер пообещал китайскому коллеге, что его страна в ближайшие годы без российской нефти не останется. Ее будут возить туда в цистернах по железной дороге, причем если сейчас объемы таких поставок держатся на уровне примерно 1,8 млн тонн в год, то уже в 2004--2005 годах вырастут до 4,5--5,5 млн тонн. Объемы эти, правда, несравнимы с теми, которые предполагается перекачивать по нефтепроводу -- первые пять лет по 20 млн тонн, затем по 30 млн тонн в год. Касьянов, однако, заверил, что вплоть до завершения строительства нефтепровода поставки по железной дороге будут постоянно увеличиваться. Для Китая это чрезвычайно важно. Добываемой здесь нефти просто не хватает для удовлетворения ежегодно растущего объема потребления.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Пекин