|
|
N°179, 25 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Британцы «сыграли в русскую рулетку»
Закончены свидетельские показания по делу Дэвида Келли
Вчера в Лондоне председатель попечительского совета государственной телерадиокорпорации Би-би-си Гэвин Дэвис второй раз давал показания по делу о самоубийстве советника министерства обороны Великобритании Дэвида Келли. Общественный надзор за корпорацией, вновь подтвердил Дэвис, счел, что источник сенсационной информации о правительственном досье по Ираку был надежным. Известно, что Би-би-си так же принципиально скрывала инкогнито Келли, как и защищала впоследствии от нападок правительства своего сотрудника Эндрю Гиллигана, обнародовавшего полученную от Келли информацию.
Вчера был допрошен Брайан Уэллс, начальник Келли, на предмет того, как обращались в министерстве с его подчиненным после того, как он был назван властями источником информации Би-би-си. Келли, как предполагается, свел счеты с жизнью 18 июля после объяснений со своим начальством и парламентом.
Расследование обстоятельств его смерти одновременно должно дать ответ на вопрос, не обманом ли отправили на войну в Ираке британские власти своих солдат. Келли сообщил журналисту Би-би-си Эндрю Гиллигану, что его беспокоит манера подачи сведений об иракском оружии массового уничтожения в правительственном досье. Сведения о 45-минутной готовности Ирака применить это оружие стали поводом для военных действий против Ирака со стороны США и Великобритании. Келли говорил, утверждает Гиллиган, что такие необоснованные утверждения были внесены в досье под давлением правительства.
«Будь это правдой, я ушел бы в отставку», -- заявил суду премьер Блэр в августе. В отставку вместо премьера ушел его многолетний помощник, специалист по связям с общественностью Алистер Кэмпбелл. Красноречие Блэра не могло сравниться с показаниями главного начальника Келли, министра обороны Джеффа Хуна. В понедельник Хун заявил, что "для защиты Келли предпринимались все мыслимые средства". Но он признал, что одобрил текст заявления министерства, в котором сообщалось о том, что один из его сотрудников беседовал с журналистом Би-би-си, и даже назвал этого сотрудника в письме Дэвису еще до того, как имя Келли стало достоянием общественности.
Ни Блэр, ни Хун не считают, что виновны в гибели Келли. Но адвокат семьи погибшего назвал вчера в интервью газете "Дейли телеграф" действия чиновников минобороны "игрой в русскую рулетку", так как обнародование имени Келли было "цинично и безответственно". И это только начало. Свидетельские показания на процессе, начатом 11 августа, сегодня заканчиваются. Теперь слово берут адвокаты сторон.
Валентина КУЛЯБИНА