|
|
N°179, 25 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виртуальный дефицит
Москва в 2003 году может обойтись без кредитов
Заявления московских чиновников о том, что проводимая федеральным центром налоговая реформа загоняет столицу России в долговую яму, похоже, являются всего лишь попыткой шантажа Минфина с целью получения максимальных компенсаций. Во всяком случае вчера столичный вице-мэр Валерий Шанцев, созвавший пресс-конференцию, чтобы в который раз посетовать по поводу прорубленных федералами дыр в проекте городского бюджета на 2004 год, проговорился, что в будущем году Москва имеет неплохие шансы избежать увеличения внешнего долга.
Поначалу г-н Шанцев раскритиковал налоговую политику федералов, напомнив, что ликвидация в минувшем году территориальных дорожных фондов привела к потере Москвой около 30 млрд руб., из которых Минфином было компенсировано менее половины. Отмена же с будущего года налога с продаж, по его словам, приведет к выпадению еще 27 млрд руб. доходов. Несмотря на то что Минфин обещал полностью компенсировать эти потери, Москва реально может рассчитывать менее чем на половину этой суммы -- около 11 млрд руб. В результате, по мнению вице-мэра, чтобы увеличить в будущем году расходы на социальную сферу и сохранить инвестиционную составляющую городского бюджета хотя бы на уровне 2003 года, правительству Москвы пришлось заложить в проект бюджета дефицит в объеме 28 млрд руб. Половина этой суммы будет покрыта за счет продажи активов (акций предприятий, имущества и земельных участков), находящихся в городской собственности, а оставшуюся часть планируется занять на внутреннем и внешнем рынке.
Бюджет Москвы на 2004 год действительно предусматривает доходы в размере 342 млрд и расходы в объеме 370 млрд руб. Однако проект главного финансового закона города был внесен в Мосгордуму еще до рассмотрения федеральными законодателями параметров государственного бюджета, который традиционно предусматривает выделение Москве значительных средств. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» Валерий Шанцев признался, что в проект городского бюджета на сегодня не заложены те федеральные субвенции, за которые в самое ближайшее время предстоит проголосовать депутатам Госдумы. По словам вице-мэра, если подобные субвенции будут выделены, то они «позволят Москве сократить внешние заимствования».
Речь идет прежде всего о федеральных субвенциях на дорожное строительство, а также на исполнение Москвой столичных функций. Проект федерального бюджета предусматривает «дорожные» субвенции в объеме 39 млрд руб. без распределения по регионам. Москва традиционно претендует на львиную долю этой суммы -- например, в 2003 году субвенции столице составили 10 млрд руб., и есть все основания полагать, что в 2004 году город получит не меньше. Что же касается субвенций на исполнение столичных функций, то по закону Москва может претендовать на 16 млрд руб., однако в последние годы депутатам Госдумы от Москвы удается сторговаться с Минфином и Минимущества на 6 млрд руб., да и то не живыми деньгами, а акциями предприятий. Однако столичные власти жалуются, что перевести их из федеральной собственности в городскую, а тем более реализовать на рынке удается не сразу.
Так или иначе, легко просчитать прибавку к доходам города, которую Москве в следующем году предоставит федеральный центр. Она составит от 10 до 16 млрд руб. -- то есть как раз покроет заложенный в проект столичного бюджета размер заимствований.
Александр ГУДКОВ