Время новостей
     N°178, 24 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2003
Агрессивный маркетинг
Россия закрепляется на азиатско-тихоокеанском рынке оружия
Российский оборонно-промышленный комплекс активно осваивает азиатско-тихоокеанский рынок вооружений. Об этом можно судить хотя бы по перечню экспонатов, которые ФГУП «Рособоронэкспорт» планирует представить на открывающейся 30 сентября на малайзийском острове Лангкави 7-й международной выставке авиакосмической и морской техники ЛИМА-2003. В обширный список включено все лучшее, на что способна сегодня наша оборонка. Плацдармом для завоевания рынка АТР вот уже десять лет служит хозяйка выставки Малайзия. О потенциале российско-малайзийского военно-технического сотрудничества (ВТС) лучше всего говорит контракт на поставку 18 многофункциональных истребителей Су-30МКМ, подписанный во время визита Владимира Путина в Куала-Лумпур в августе этого года. Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», Виктор Комардин, контракт вступит в силу сразу после того, как малайзийская сторона уведомит Россию о завершении всех необходимых внутренних процедур. Задержка связана и с тем, что в проекте частично участвуют третьи страны, с которыми также нужно «оформить отношения». Россия свою часть пути уже прошла, промышленность начала работу по контракту. Головным исполнителем назначен ОВПК «Сухой», выигравший тендер у фирмы «Иркут». Если все пойдет по плану, первая поставка планируется в 2006 году.

Су-30 согласны покупать многие страны. Индонезия уже подписала контракт на покупку четырех самолетов. В «Рособоронэкспорте» уверены, что контракт будет иметь продолжение: даже неспециалисту понятно, что четверка -- это ни туда ни сюда. Обычная «норма» -- от 12 до 16 машин. По некоторым другим российско-индонезийским контрактам наработаны финансовые схемы. В проработке проект контракта на покупку нескольких вертолетов Ми-171Ш.

Российская оборонка в последнее время все чаще бросает взгляд на Филиппины. Страна не столь богата, поэтому ей предлагается военная техника, говоря языком торговцев оружием, «из наличия». То есть уже готовая, подешевле. Несмотря на некоторые неудачи в Южной Корее, этой стране по-прежнему предлагаются самолеты типа «Су». И, как поговаривают, небезуспешно. Среди стран АСЕАН есть еще потенциальные покупатели, пока не желающие афишировать свои планы. Даже не располагающие достаточными средствами Бангладеш и Таиланд замахиваются на «сухие». Кстати, Таиланд представил России длинный список военного имущества, которое он хотел бы закупить.

В «Рособоронэкспорте» считают, что очень хороши перспективы для продажи амфибийной техники -- Бе-200 и Бе-103. Несмотря на то что Малайзия купила английский комплекс ПВО «Астра», россияне не собираются сдаваться на этом поле и предлагают свой «Бук-М1-2». В регионе пока мало российской морской техники, однако вполне возможно, что эту «оплошность» исправят наши катера для береговой охраны, борьбы с пиратством, оборотом наркотиков и контрабандой. Не пойдут катера -- Россия предлагает вооружение для судов такого класса. В этом регионе российский ОПК собирается продавать противотанковую технику и сами танки. И хотя выбор малайзийцами сделан в пользу Т-72 польского производства, «Рособоронэкспорт» будет предлагать его модернизацию. В списке специфического товара -- средства связи, радиолокационные станции, оружие для спецподразделений, тренажеры, инженерная техника. В Юго-Восточной Азии, убежден Виктор Комардин, есть потенциальный рынок даже для подводных лодок. Одна из них, проекта «Амур-1650», будет продемонстрирована на ЛИМА-2003. Российские торговцы оружием наседают на партнеров с предложениями ремонта, обслуживания, о продаже запчастей и боеприпасов для авиаоружия. Такая агрессивная маркетинговая политика дает результаты.

Николай ПОРОСКОВ