|
|
N°54, 28 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто заплатит за дефолт
Центробанку не хватает капитала
Центробанк неплохо поработал в 2000 году. Как заявил вчера его председатель Виктор Геращенко, балансовая прибыль ЦБ составила около 4 млрд руб. и по сравнению с предыдущим годом выросла почти в три раза. Поскольку у федерального бюджета дела обстоят неплохо, г-н Геращенко вправе напомнить кабинету министров о том, что настала пора погашать долги перед Центробанком. Сделать это можно, например, путем временного отказа от практики перечисления прибыли ЦБ в федеральный бюджет, говорит зампред Банка России Георгий Лунтовский.
Тема недостаточной капитализации ЦБ возникает, как правило, с подачи экспертов Международного валютного фонда. МВФ обеспокоен тем, что правительство и Центробанк никак не урегулируют отношения между собой, сказал газете «Время новостей» высокопоставленный представитель фонда. В активах ЦБ по-прежнему велика доля необслуживаемых требований к правительству. Из-за этого банк несет убытки и не склонен брать на себя расходы по стерилизации «лишних» рублей. К тому же в МВФ считают, что российские денежные власти должны наконец определить, какой уровень капитализации позволит Центробанку проводить «качественную» денежно-кредитную политику.
Банк России время от времени напоминает кабинету министров, что государство могло бы и погасить убытки ЦБ, возникшие после августовского дефолта, когда Минфин перестал обслуживать ГКО, которые принадлежали Центробанку. Убытки ЦБ за 1998 год составили 27,8 млрд рублей. Как пояснил вчера газете «Время новостей» г-н Лунтовский, эти убытки можно покрыть либо путем прямого финансирования из бюджета, либо разрешив Центробанку направлять половину своей прибыли не в бюджет, а на покрытие убытков. Г-н Лунтовский подчеркивает, что ЦБ пока не собирается ставить этот вопрос перед правительством -- инициатива должна исходить от Минфина.
Согласно 26-й статье закона о ЦБ он обязан перечислять в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли. В 1995--1997 годы ЦБ выплатил казне более 8 млрд рублей. После дефолта его прибыль перестала играть существенную роль в пополнении бюджета: по итогам 1999 года Минфину перепало всего 592 млн рублей, или 0,05% от общего объема доходов бюджета-2000. Возможно, поэтому в законе о бюджете-2001 -- в отличие от аналогичных актов прежних лет -- прибыль Центробанка не упоминается среди источников доходов бюджета. Тем более что в прошлом году ЦБ сделал широкий жест и потратил 300 млн рублей из собственной прибыли на компенсацию своих убытков за 1998 год.
Недостаточность капитала ЦБ пока не кажется серьезной проблемой российским экспертам. «Это не экономическая, а сугубо «бумажная» проблема, обусловленная особенностями нашего бухгалтерского учета», -- считает зампред банковского комитета Думы Владимир Тарачев. Директор Центра развития Андрей Клепач тоже не считает, что нынешний уровень капитализации не позволяет Центробанку выполнять свои конституционные обязанности. «В худшем случае Банку России просто придется уменьшить свой капитал (163 млрд рублей на 1 февраля 2001 года) на сумму убытков, понесенных в 1998 году, -- говорит он. -- Я не вижу, как это может помешать Центробанку в осуществлении кредитно-денежной политики».
Владимир ФЕДОРИН