|
|
N°178, 24 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Для развития Соловков необходим не просто диалог, а «совместное делание»
Исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Дмитрия Лихачева Александр КОБАК -- один из тех, кто сегодня пытается урегулировать конфликт между правозащитниками, работниками музея и священнослужителями на Соловках. О том, как происходит диалог между сторонами, и о сохранении всего наследия архипелага г-н Кобак рассказывает в интервью нашему корреспонденту Зинаиде КУРБАТОВОЙ.
-- Александр Валерьевич, известно, что Фонд Лихачева был инициатором международного симпозиума «Соловки: взгляд в будущее», который проходил на Соловках в мае 2003 года. Обсуждались ли там вопросы конфронтации музея и монастыря?
-- На симпозиуме собрались высококлассные специалисты из разных стран, с диаметрально противоположными подчас взглядами. Сначала я был поражен тому, настолько кипели страсти. Ученые, представители областной администрации и Русской православной церкви старались доказать, что только их точка зрения является единственно верной. Постепенно было нащупано "пространство диалога", и под конец все дружно работали над общим меморандумом симпозиума. Я считаю, что для развития Соловков необходим не просто диалог, а "совместное делание". Монастырь, музей, местная администрация могут выйти из длительной конфронтации. При этом ни одна из сторон не может и не должна "победить" остальных. Впрочем, не только три эти "силы" решают судьбу Соловков. Есть множество людей в России и за ее пределами -- от православных паломников до тех, кто хранит память о жертвах политических репрессий, -- для кого Соловки не являются чужим местом.
-- Однако похоже, что сейчас на Соловках ни музей, ни монастырь не заинтересованы в том, что бы сохранить следы СЛОНа.
-- Ну здесь вы не совсем правы. На симпозиуме много говорилось о том, кто и как должен хранить память об этом периоде. Мне кажется, что в первую очередь это должен быть музей, действующий не в одиночку, а в партнерстве с общественными, научными, правозащитными организациями России. Сейчас много пишут об исчезновении памятников истории СЛОНа. При этом надо помнить, что материальные памятники ГУЛАГа исчезают не только на Соловках, а по всей России. Удивительно скорее то, что на Соловках они сохранились до 1970--1980-х годов, когда их тщательно зафиксировал исследователь Юрий Бродский. Можно сказать, что в этом смысле Соловкам даже повезло. К тому же все следы лагеря не сохранишь, да это и не нужно. А вот понять, что мы хотим сохранить, как и для чего будем это показывать людям, просто необходимо.
-- Но в Норильске, например, сохранился почти нетронутым штрафной изолятор в двух километрах от города. Десять лет назад его хотели снести, но местные музейщики во главе с директором Светланой Слесаревой не дали этого сделать. Более того, возили туда депутатов местного парламента и оставляли каждого на 20 минут в одиночной камере, чтобы народные избранники прочувствовали атмосферу лагеря. Я уж не говорю о том, что в Норильске постоянно ищут сведения о жертвах лагерей, увеличивают и расширяют комплекс "Мемориал". На Соловках ничего подобного не происходит.
-- Музей сам по себе не виноват в исчезновении материальных следов СЛОНа. Ему можно поставить в вину лишь то, что в течение последних десяти лет он практически не занимался этой темой. Открытая в конце 80-х выставка по истории СЛОНа давно устарела и должна быть заменена новой. На симпозиуме, как мне кажется, удалось убедить руководство музея в необходимости такой работы. И это один из позитивных его результатов.
-- Как, на ваш взгляд, можно было бы увековечить память о СЛОНе на Соловках?
-- Думаю, необходимо провести своеобразную "инвентаризацию" лагерных мест, затем решить, какие из них необходимо мемориализировать. Необходимо создать рабочую группу хороших экскурсоводов, способных проводить экскурсии по этой теме. Наконец, необходим хороший путеводитель по гулаговским местам на Соловках.
Беседовала Зинаида КУРБАТОВА