|
|
N°178, 24 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И джаз, и бас, и театр
Стенли Кларк -- сенсация Международного джазового фестиваля в Москве
Выступлением легендарного басиста-виртуоза Стенли Кларка закрылся третий день фестиваля. Также Стенли принял участие в совместном выступлении всех джазменов в последний день этого замечательного форума, который с легкостью может претендовать не только на звание «джазового события года», но и на просто событие года. Но обо всем по порядку.
Программа прошедшего фестиваля была составлена по понятной и незатейливой жанрово-инструментальной программе: smooth- и acid-jazz в первый день, вокалисты -- во второй, в третий -- басисты, потом -- джем-сешшн (несмотря на характерные для нашей музжурналистики традиции безграмотной транскрипции, я буду настаивать, что jam-session пишется именно так, а не «сейшн»). Фестиваль начался с толпы у входа в «Россию», музыки из динамиков и даже каких-то фейерверков. Первыми играли франко-аргентинские Gotan Project; добрую половину своего выступления они провели за полупрозрачным экранчиком, на котором демонстрировались разные закольцованные фрагменты старых фильмов -- Софи Лорен, вестерны, массовые беспорядки... После исполнения примерно третьего электронно-модернизированного танго занавесочка эта свалилась, явив миру довольно внушительный по составу Gotan, в котором, помимо прочего, был настоящий бандонеон, вокалистки и два диджея. Gotan (который привлек в «Россию» изрядное количество молодежи), оказался безупречным по форме, стильным по звуку и сценическому воплощению и... скучновато-бедноватым по собственно композиторской мысли. Но это опять же мнение резко субъективное -- «готанов» никто не просит быть коллективным Астором Пьяцоллой, их задача -- создавать настроение. С чем они справились идеально.
Второе отделение началось с маленького сюрприза в виде Дмитрия Диброва в качестве конферансье. Кто-то пошутил, что у нас главные джазмены -- это телеведущие. Главный по «боп» и «фьюжн» -- телеведущий Игорь Бутман, а главный по smooth и всяческим спокойным субжанрам -- гитарист и вокалист Дибров. В общем, веселым и живым конферансом Диброва фестиваль открылся, а Gotan оказался «разогревом». После модных и стильных «готанов» и телеведущих на сцену со своим ансамблем выбежал Ронни Джордан -- не такой модный и стильный, как я ожидал. Хотя предпоследний и самый успешный альбом Джордана Off The Record записан в современных жанрах acid-jazz или nu-jazz, играли ребята вполне традиционно, без всяких сэмплов, диджеев и электроники. Просто боп и фьюжн. Играет Ронни тоже на первый взгляд «простенько»: доходчивые темы, простые аккорды, простые интервалы. Но его подача -- прекрасна, звукоизвлечение, фразировка -- все говорит о том, что перед нами настоящий, живой джазмен, этакая реинкарнация легендарного Гранта Грина, одну вещь которого Джордан исполнил. Помимо Грина прозвучала композиция Джорджа Бенсона, авторские вещи Джордана, а также реверансы в адрес великих джазовых гитаристов, Уэса Монтгомери и тех же Грина с Бенсоном.
Закрыл первый день американский саксофонист Дэвид Сенборн, игравший в основном материал со своего последнего альбома Timeagain. Отменно сыграли вещь Маркуса Миллера (много работавшего с Сенборном) Snakes, причем басист умудрялся играть слэпом и при этом очень красиво «качать» ноты. На этом выступлении звук в зале был резким, что только усугубляло манеру Сенборна и делало фирменные киксы и взвизгивания его инструмента подчас невыносимыми. Низы тоже были выведены не очень, что делало звук электроконтрабаса размазанным. Но если отвлечься от этих технических моментов (хотя в современной музыке трудно разделить моменты «технические» и «творческие», т.к. одно подчас непосредственно вытекает из другого) -- это именно такой Сенборн, которого мы ждали. Никаких сюрпризов.
Следующий день, который посетил ваш обозреватель, -- третий, выпавший аккурат на воскресенье и начавшийся с выступления «проекта» под названием «Джаз-бас-театр Алекса Ростоцкого». На самом деле это просто группа отличного безладового басиста Ростоцкого. В коллектив также входят отменный трубач и флюгельгорнист Юрий Парфенов, и один из самых многообещающих наших саксофонистов, любимец критики, молодой человек Сергей Головня. Выступление началось с того, что Ростоцкий продекламировал некое стихотворение -- несколько строф, но сразу стало понятно, какие это серьезные люди, с концепцией. (Хотя иной зоил волен увидеть в этом имитацию эфира «Радио джаз», где многозначительным голосом читаются романтические вирши.)
Затем выступал гитарист Ларри Карлтон (похожий на Александра Гордона с нервным тиком), чьи гитарные поп-темы, отмеченные в свое время «Грэмми», зал узнавал с полтакта, и Джордж Дьюк, чей горячий фанк просто зажег зал, набитый чопорными «понтовыми» людьми.
Но самое потрясающее впечатление произвел Стенли Кларк, басист-легенда, звезда, чьи пластинки со сложной, тяжелой и крайне эклектичной музыкой продаются «золотыми» тиражами, а транскрипции его партий печатались даже в советских самоучителях по бас-гитаре. Поразил публику уже один состав Кларка: скрипач, барабанщик, два клавишника и... еще один басист. Понятно зачем -- Кларк в основном солировал, в основном в верхнем регистре, выше 12-го лада. Также музыкант продемонстрировал свои безумные приемы игры: аккордами, интервалами, флажолетами -- то есть вообще как угодно. Два номера были исполнены на контрабасе, на котором Кларк умудряется играть слэпом. «Я всегда мечтал сыграть Москве соло на контрабасе» -- такими словами Кларк объявил один из своих номеров. А в начале выступления сообщил, что ему было интересно приехать в Россию, так как музыкант «изучал историю вашей великой страны». И после этого пошел в зал -- брататься с публикой, сидящей на двухсотдолларовых местах.
Остается добавить, что народ с Кларка откровенно валил. Удивляться нечему -- наш слушатель и с Маркуса Миллера уйдет, если тот петь не будет. Но кто остался -- не забудет это джаз-бас-шоу никогда.
Александр БЕЛЯЕВ