|
|
N°53, 27 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Оскары» и «Малины»
Определены лучшие и худшие фильмы года
Вот и дождались: все пять картин, претендовавшие на «Оскара» в главной номинации «Лучший фильм», к моменту начала 73-й оскаровской церемонии успели выйти в российский прокат. Мы уже посмотрели «Шоколад», «Крадущегося тигра, невидимого дракона», «Эрин Брокович» и «Гладиатора». Успел даже «Траффик» Стивена Содерберга, премьера которого состоялась в оскаровскую ночь в кинотеатре «Ролан» за несколько часов до объявления победителей. Так что теперь нас не застанешь врасплох труднопереводимыми иностранными названиями не виденных фильмов. Том Хэнкс и Рассел Кроу для нас -- старые знакомые, а Джулия Робертс -- родная сестра. «Оскар» стал привычной частью досуга. В очередях за билетами (вы заметили, что в Москве, особенно в выходные дни, стало трудно попасть в кино?!) уже не киноманы, а самые обычные зрители азартно обсуждают шансы Содерберга и Эна Ли, Роберта Земекиса и Ридли Скотта, Бенисио Дель Торо и Жюльетт Бинош. Давайте ненадолго оставим сетования по поводу голливудского засилья и порадуемся тому, что наконец-то можем следить за «Оскаром» со знанием дела.
В сообщениях информационных агентств об оскаровской церемонии, состоявшейся в Лос-Анджелесе в минувшее воскресенье, преобладают военные метафоры: «Гладиатор» берет в руки меч, «Тигры» и «Драконы» наносят ответный удар, а победу в гонке на боевых колесницах решают сантиметры. Дело не только в том, что главными претендентами на награды этого года были древнеримский эпос о гладиаторе-мстителе и китайский фильм о боевых искусствах, но и в том, что борьба за награды велась среди равных соперников и победителя нельзя было предсказать до последней минуты. И если триумф мрачного и величественного «Гладиатора» Ридли Скотта, обошедшего своих соперников в номинации «Лучший фильм», к числу сенсаций не отнесешь, то «Оскар» за лучшую режиссуру, врученный Стивену Содербергу, оказался главной неожиданностью воскресной церемонии.
Содерберг стал вторым в истории кино режиссером, две картины которого одновременно претендовали на «Оскара» в этой номинации, и первым, кто сумел победить в такой непростой ситуации. Голоса членов Американской киноакадемии могли просто разделиться между производственной трагикомедией «Эрин Брокович» и остросоциальным «Траффиком» -- многофигурной драмой о борьбе с наркотиками. Этого не произошло, хотя кажется, что выбор был сделан не в пользу искусства кино: остроумная, балансирующая на грани пародии, но вместе с тем обескураживающе искренняя «Брокович» уступила ученически старательному «Траффику» с навязчивым колористическим решением и бесцветным Майклом Дугласом в главной роли. Впрочем, и у «Траффика» есть свои моменты: Бенисио Дель Торо, перевоплотившийся в неподкупного мексиканского полицейского, заслуженно удостоился «Оскара» за лучшую роль второго плана. Также «Траффик» победил в номинациях «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж». «Эрин Брокович» же была отмечена за главную женскую роль. Джулия Робертс, сыгравшая адвоката-самоучку, которой удается отсудить у загрязняющей окружающую среду компании рекордную компенсацию для пострадавших людей, получила первого в своей карьере «Оскара» и была на седьмом небе от счастья.
Но главным триумфатором нынешнего «Оскара» все же оказался «Гладиатор», победивший в пяти номинациях. Признанный лучшим фильмом исторический блокбастер также удостоился наград за костюмы, визуальные эффекты (воссозданный на компьютере римский Колизей) и звуковое решение, а звезда картины Рассел Кроу был назван лучшим исполнителем главной мужской роли.
Как и у «Траффика», четыре «Оскара» у «Крадущегося тигра, невидимого дракона» -- фантастической по красоте и тонкости восточной сказки о похищенном самурайском мече. Картина режиссера тайваньского происхождения Эна Ли стала первой в истории азиатского кино, выдвинутой на «Оскара» в номинации «Лучший фильм». Почти предрешенной казалась победа Ли в номинации «Лучшая режиссура», но социальная значимость «Траффика» оказалась киноакадемикам милее полетов наяву, совершаемых китайскими воинами. В итоге «Тигр» получил «Оскары» за лучший иностранный фильм, работу художника-постановщика, музыку и операторское мастерство. Добавим к этому награду иного плана -- свыше ста миллионов долларов в одном только американском прокате, рекордная сумма для иноязычного фильма (герои говорят на мандаринском диалекте китайского языка), к тому же не дублированного, а снабженного субтитрами.
Из не столь громких, но от этого не менее приятных сюрпризов -- «Оскар» актрисе Марше Гэй Харден за лучшую женскую роль второго плана (в фильме Эда Харриса «Поллок» она сыграла жену художника), «Оскар» за лучший оригинальный сценарий режиссеру и сценаристу Кэмерону Кроу (в фильме «Почти знамениты» он рассказал о своем путешествии в качестве начинающего музыкального критика с ансамблем Led Zeppelin) и награда за лучшую песню рок-ветерану Бобу Дилану (его композиция Things Have Changed прозвучала в фильме Wonder Boys).
Новый ведущий церемонии, известный комик Стив Мартин, сменивший на этом посту Билли Кристалла, чувствовал себя раскованно, удачно шутил и старался держать высокий темп. Это ему удалось: нынешняя церемония продолжалась на сорок три минуты меньше, чем прошлогодний четырехчасовой марафон. Стремясь сделать шоу более динамичным, Американская киноакадемия даже учредила поощрительный приз автору самой короткой благодарственной речи -- телевизор. Пока неизвестно, кто стал победителем в этом соревновании, но уж точно, не Джулия Робертс. Темпераментная актриса значительно превысила отведенный на речь 45-секундный лимит, в самом начале решительно заявив, что телевизор у нее уже есть.
А накануне, в субботу, в Санта-Монике проходила церемония совсем иного плана. Несколько сот энтузиастов, в основном критики и заслуженные синефилы, определяли худшие фильмы года. Здесь интриги не было: семь призов под названием «Золотая малина» достались фильму Роджера Кристиана «Поле битвы: Земля», снятому по роману основателя Церкви сайентологии Рона Хаббарда по инициативе его правоверного ученика Джона Траволты (он, понятное дело, и сыграл в фильме главную роль). По числу «Малин» картина о коварных инопланетянах, поработивших землян, повторила рекорд «Стриптизерш» Пола Верхувена. Впрочем, отметив «Поле битвы», критики не забыли и о двух других вопиющих провалах года: Мадонна была названа худшей актрисой за роль в «Лучшем друге», а «Ведьма из Блер-2: книга теней» победила в номинации «Худший сиквел или ремейк».
Алексей МЕДВЕДЕВ