|
|
N°177, 23 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Морской бой
Арбитраж снова выступил на стороне "Северной верфи"
Минфин проиграл очередной раунд судебной тяжбы за долги петербургской «Северной верфи» перед бюджетом. Государство требует от крупнейшего судостроительного завода России 603 млн долл., что равнозначно банкротству предприятия. Сумма, которую хочет получить Минфин, в несколько раз больше годового оборота верфи.
История противостояния "Северной верфи" государству длится уже почти два года. В конце 2001 года лидер фракции «Единство» Владимир Пехтин отправил в «Рособоронэкспорт», Минфин, Минобороны и Счетную палату депутатский запрос. Парламентарий выяснил, что питерский судозавод обманул государство и должен вернуть в бюджет от 150 до 300 млн долл. Дело в том, что в 1992 году на верфи было заложено два эсминца суперсовременного проекта 956. Однако им не было суждено пополнить российский Военно-морской флот, так как государство оказалось неспособно финансировать завершение строительства. В середине 90-х годов верфь перешла в частные руки и после неоднократной смены владельцев оказалась под контролем холдинга Бориса Кузыка «Новые программы и концепции» (НПК) вместе с недостроенными корпусами эсминцев. НПК сумел завершить долгострой, и в 1999--2000 годах корабли были проданы в Китай по договору, который заключило тогдашнее «Росвооружение». Сумма контракта превысила 1 млрд долларов.
Тем не менее г-н Пехтин счел, что верфь должна компенсировать начальные затраты бюджета на строительство кораблей. К депутатской проверке весной 2002 года подключились и правоохранительные органы, и уже в апреле прошлого года Счетная палата пришла к выводу, что «коммерческой компании было передано военное имущество, имеющее техническую готовность 70,2% и 44,1%». Эти материалы были переданы в прокуратуру Петербурга, которая возбудила уголовные дела в отношении бывших руководителей верфи, а также вместе с Минфином подала иск о возмещении ущерба на сумму, как подсчитало финансовое ведомство, 603 млн долларов.
В июле 2002 года питерский арбитраж удовлетворил требования государства, и над судозаводом нависла угроза банкротства. Осенью того же года верфь сменила собственника -- контроль над холдингом НПК (он владеет более чем 50% судозавода) перешел к влиятельному Межпромбанку. Именно с этим событием наблюдатели связывают то, что в декабре 2002 года Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решение арбитража первой инстанции и постановил, что верфь не должна платить в бюджет 603 млн долл. После этого НПК и Минфин договорились о том, что судозавод перечислит в бюджет 182 млн руб. и на этом дело будет закрыто. Деньги были переведены в начале 2003 года, однако прокуратура Петербурга не согласилась с решением арбитража второй инстанции и вместе с Минфином обжаловала это решение в кассационном порядке. А кассационная инстанция решила вновь отправить дело на рассмотрение в арбитраж Петербурга и Ленобласти. Вчера он отклонил требования госструктур.
В Межпромбанке приветствуют судебное решение и не сомневаются, что в конечном счете дело о 603 млн долл. будет закрыто. Сейчас «Северная верфь» выполняет заказ «Рособоронэкспорта» объемом 1,4 млрд долл. на строительство еще двух эсминцев для Китая, и подобные сложности могут негативно сказаться на реализации этого межгосударственного соглашения.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург