|
|
N°177, 23 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суррогат из бутика
Среди продукции известных брендов 13% подделок
Поддельных товаров в России становится меньше, однако за последние годы подделки переместились с рынков в дорогие магазины. Такие выводы следуют из доклада Высшей школы экономики о масштабах «серого» импорта и поддельной продукции на российском рынке. По данным ВШЭ, доля контрафактной продукции (изделия, на которых незаконно используется товарный знак) среди товаров фирм с мировым именем составляет сейчас 12--13% от всего их товарооборота. Пересекают же границу такие товары по «серым» схемам (через оформление с занижением таможенной стоимости).
По данным ВШЭ, объемы «серого» импорта в России немного сокращаются: если в 1999 году потери для бюджета составили 1 млрд долл., то в 2002 году эта сумма снизилась до 600 млн. При этом, как выяснили специалисты ВШЭ, оказалось, что тенденция к снижению масштабов подобной теневой деятельности имеет нелинейный характер. Временами появляются колебания, связанные с неожиданным замиранием или оживлением такого рода деятельности. К примеру, ужесточение контроля в одной сфере способно приводить к миграции «серых» дилеров из одних сегментов рынка в другие. Выгода для дилеров и торговцев поддельной продукцией по-прежнему огромна, прибыль от торговли контрафактной продукцией доходит до 300--400%.
Уточнить, среди каких именно товаров известных брендов больше всего подделок, представители «Русбренда» отказались, мотивируя тем, что такая информация моментально приведет к оттоку потребителей. Однако, как заявил газете «Время новостей» представитель ГТК, пожелавший остаться неизвестным, в последнее время с Украины и из Белоруссии ввозится очень много кондитерских изделий, подделывающихся под «Красный Октябрь» и «Рот Фронт». По-прежнему много среди подделок мобильных телефонов и алкоголя.
Причем поступает контрафактный товар не только из стран СНГ, Китая и Тайваня. По словам замначальника Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК Сергея Шурыгина, «участились случаи, когда «серый» импорт идет из стран Западной Европы, в частности это продукция, изначально не предназначенная для реализации в России, например конфискат и товары со стоковых складов». Так что, покупая в бутике одежду известного производителя, можно случайно приобрести товар с дешевой распродажи, на который пришита бирка с громким названием.
Панацеи против ввоза поддельной продукции до сих пор не придумано. Как рассказал газете «Время новостей» зампредседателя ГТК Валерий Шпагин, законодательных прорех для ввоза «серого» импорта практически не осталось, зато по-прежнему существует проблема занижения таможенной стоимости. «Фирмы, промышляющие «серым» импортом, оформляют три контракта: один настоящий, другой для своей таможни, третий для таможни российской, -- пояснил г-н Шпагин. -- В мировой практике было лишь несколько случаев, когда фирмы были пойманы с поличным при использовании такой схемы, но и то обнаруживалось это лишь при обысках, которые проводили в офисах таких импортеров правоохранительные органы по другим поводам». Поэтому уличить импортера, ввозящего контрафактный товар, очень сложно.
«Параллельный» импорт съедает у владельцев брендов внушительные деньги, убытки членов «Русбренда» по поддельной продукции только по обследованным группам товаров за прошлый год составили 145 млн долл. Однако отчасти в распространении подделок правообладатели брендов были виноваты сами. Многие крупные компании в начале своей деятельности в России на поддельные товары своей марки закрывали глаза, так как целью был захват доли рынка, с чем успешно справлялись распространители дешевой продукции. Потребитель привыкал к низким ценам, а когда, наконец, владельцы бренда выстраивали сбытовую сеть, оказывалось, что потребитель не хочет покупать легальную продукцию по значительно более высоким ценам. Так что российский рынок дает еще большой простор для продолжения подобных махинаций.
Ирина СКЛЯРОВА