|
|
N°177, 23 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
День на педальной тяге
Европейцы на сутки отказались от автомобилей
22 сентября в нескольких европейских странах провели ежегодное шоу -- в тысяче крупных и средних городов автовладельцы добровольно оставили свои машины дома и пересели на автобусы, метро и велосипеды. В рамках Дня без автомобиля граждан призывали помочь несчастной экологии и обойтись без своих седанов, хэтчбеков и универсалов. Приветствовались поездки на автобусах, трамваях, метро, велосипедах и пешие туры на работу. В случае крайней спешки заботящийся об экологии человек должен был воспользоваться такси. А чтобы общественная сознательность проявлялась активнее, городские власти приняли дополнительные меры. К примеру, в Вене, Линце и Загребе вчера просто закрыли для большинства легковушек исторические улицы, разрешив проезд только такси и электромобилям, в Париже обещали устроить бесплатные парковки на въезде в центральную часть города и выдавать автомобилистам велосипеды, а в Польше решили на один день приравнять водительские права к проездному билету в общественном транспорте. Максимальная массовость достигнута в Испании: здесь к акции присоединилось свыше 230 городов. Всего же в Европе в понедельник оставили свои автомобили дома 98 млн человек.
Впервые День без автомобилей провели в 1998 году во Франции. Постепенно движение стало расширяться, к нему присоединялись все новые и новые страны Старого Света. На эту инициативу благосклонно взирают и власти Объединенной Европы. Поборники отказа от машин считают, что этот день очень помогает экологии: в крупных городах, дескать, появляется та самая «утренняя свежесть», о которой измученные смогом жители мегаполисов давно позабыли. Пессимисты же побаиваются, что проведение такой акции в будний день просто парализует жизнь горожан. В Копенгагене и Брюсселе даже устроили День без автомобилей заранее -- в субботу и воскресенье, когда машин и так гораздо меньше. Кстати, в бельгийской столице по случаю введения пешеходного режима даже полицейские кое-где сменили патрульные машины на роликовые коньки. В Польше, где в акции участвовало 30 городов, антиавтомобильное шоу так и не затронуло самый крупный город страны Варшаву. А испанские критики этой инициативы заявляли, что общественный транспорт в стране развит недостаточно и без автомобилей гражданам придется очень туго.
Впрочем, у критиков «пешеходного праздника» есть и более весомые аргументы. Можно, конечно, слегка возгордиться: дескать, вот в понедельник проехался в метро и внес свой посильный вклад в борьбу за здоровую экологию. Но когда во вторник сознательный автолюбитель слезет с велосипеда и опять сядет за руль своей машины, возникнет справедливый вопрос: «Ну и что дальше?» В году-то 365 дней, и 364 из них -- это «дни с автомобилем». Или, если угодно, «дни борьбы с экологией». Остается искренне недоумевать, в чем смысл этого мероприятия. Вот, скажем, в Международный день борьбы с курением есть хотя бы гипотетический шанс, что тот, кто прожил сутки без табачного дыма, расстанется с сигаретами. Однако табак -- всего лишь вредная привычка, а автомобиль -- извините за банальность -- средство передвижения. А провести жизнь в большом городе без движения может разве что очень богатый или крайне ленивый человек.
Владимир ДЗАГУТО