|
|
N°53, 27 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Удар по Черному
Русско-израильского бизнесмена обвиняют в скупке стратегических объектов
Хорошо известный в России бизнесмен Михаил Черной, задержанный для допроса израильскими правоохранительными органами, помещен вчера днем под 10-дневный домашний арест. Г-на Черного подозревают в том, что он через подставных лиц, а именно предпринимателя Гада Зееви, скупает собственность в Израиле. Г-н Зееви также допрошен и выпущен под залог. Два года назад Гад Зееви приобрел у британской Cable and Wireless 20% акций государственной телекоммуникационной компании «Безек» за 640 млн долл. Теперь полиция полагает, что он представил ложные сведения о происхождении этих денег, которые на самом деле исходят от Михаила Черного. Для него и приобретался пакет акций, считают правоохранители. Проверяется информация о том, что именно на деньги Черного Зееви купил и иерусалимский футбольный клуб «Бейтар».
«Безек» -- самый крупный поставщик услуг связи в Израиле, ему принадлежат не только все телефонные линии страны, но и коммуникации ведомств безопасности. Любая покупка в объеме 5% акций и выше требует разрешения министра связи. Следствие не исключает, что чиновники, позволившие купить акции без тщательной проверки, получили за это взятки.
Михаил Черной давно попал в поле зрения израильских органов. В 1995 году два местных частных детектива планировали покушение на его жизнь, однако несостоявшийся киллер выдал их полиции, сейчас оба отсиживают длительные сроки.
Министр инфраструктуры Израиля Авигдор Либерман и бывший глава агентства НАТИВ по связям с евреями Восточной Европы и СНГ Яков Кедми выступили в защиту Черного. Они обвинили полицию в предвзятом отношении к выходцам из бывшего СССР и огульном причислении русскоязычных бизнесменов к «русской мафии».
В России отклик был более сдержанным. В «Русском алюминии» и Уральской горно-металлургической компании, акционером которых является Михаил Черной, не стали комментировать произошедшее. Топ-менеджеры «Русала» и УГМК заявили газете «Время новостей», что события вокруг Михаила Черного не отразятся на деятельности их компаний.
Более разговорчивыми оказались представители МИКОМа. Один из руководителей компании с ехидцей заметил, что арест Черного может негативно повлиять на перспективу судебного разбирательства в нью-йоркском суде. (Близкие к МИКОМу структуры пытаются отсудить у Черного и его компаний 2,7 млрд долл.) «Если Черной будет на свободе и при деньгах, мы, безусловно, сможем гораздо легче получить назад свои средства, нежели в ситуации, когда он будет за решеткой и без денег», -- заявил нам топ-менеджер МИКОМа.
Деятельность Зееви и Черного, кроме всего прочего, вызвала напряженность и в отношениях между Израилем и Болгарией. В июне 1999 года в ходе приватизации Balkan Air группа Зееви купила 75% акций. Осенью прошлого года Черной и еще четыре бизнесмена из России, Греции и Литвы были высланы из Болгарии. Кроме того, Черному запретили въезд в Болгарию на протяжении 10 лет. В обоснование принятого решения болгарские власти утверждали, что все пятеро «ввезли в Болгарию крупные суммы денег, происхождение которых неизвестно».
Изабелла ГИНОР, Иерусалим, Дмитрий СИМАКОВ