Время новостей
     N°177, 23 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.09.2003
За Великую Китайскую стену
Касьянов возглавит прорыв российского бизнеса в Поднебесную
Сегодня премьер-министр Михаил Касьянов начинает официальный визит в Китай. Прибывший в Пекин накануне вечером премьер преследует две главные цели. Он будет участвовать во встрече глав правительств стран -- членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также проведет двусторонние переговоры о торгово-экономическом взаимодействии соседних стран.

Нынешний визит, несмотря на то, что Михаил Касьянов уже не раз встречался с китайскими партнерами как в России, так и в Поднебесной, в какой-то степени особенный. Дело в том, что это будет первый контакт российского премьера с новым руководством правительства Китая, вставшим у руля исполнительной власти весной этого года. При этом новые китайские руководители в отличие от ушедших на покой, похоже, не испытывают особых чувств к России. В отличие от того же Цзянь Цзэминя они не учились в советских вузах, не работали на тогдашних флагманах отечественной экономики и наверняка никогда не видели плакатов с лозунгом: «Русский с китайцем -- братья навек». Теперь, как считают в российском правительстве, отношения с Китаем однозначно будут строиться исключительно на прагматичной основе.

Пока масштабами партнерства похвастаться ни Россия, ни Китай не могут. Прежнее китайское руководство, которому тоже был не чужд прагматизм, не спешило наводить мосты в новую Россию, предпочтя завоевывать, и не без успеха, более предсказуемые и богатые рынки, например, США. На нашу долю пришлась, если так можно сказать, «народная торговля» (по аналогии с «народной дипломатией»). Кто не помнит, как в начале и середине 90-х вся Россия носила, к примеру, китайские пуховики, сотнями тысяч завозившиеся челноками.

Теперь ситуация иная: и в России с экономикой, тьфу-тьфу, вроде наладилось, и Китаю как-то не пристало экономически прохладно относиться к огромному северному соседу. Иными словами, налицо все предпосылки для развития новых форм сотрудничества, существенного увеличения товарооборота. В прошлом году он достиг 12 млдр долл. (по итогам 2003 года планируется выйти на уровень 13 млрд долл.). Хотя это и рекордная цифра, но не та, которая могла бы сегодня устроить обе страны. Объем торговли с Россией составляет всего лишь 2% от общего внешнеторгового обороны КНР, а доля торговли с Китаем во внешней торговле России едва достигает 6%. Явно не те масштабы для двух мировых гигантов-соседей.

Очередную попытку изменить ситуацию к лучшему и предпримут в Пекине Михаил Касьянов и новый премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Помогать им будут российские и китайские предприниматели. Десант из Москвы впечатляющий -- более 50 бизнесменов. Среди них первые руководители или представители менеджмента «Газпрома», ЮКОС», РАО «ЕЭС России», ВТБ, ВЭБ, Ингосстраха, «Силовых машин», Новолипецкого металлургического завода, "ОМЗ", "СУАЛ-холдинга", "Базового элемента", "РУСИА Петролеума", "Роснефтегазстроя", авиационного комплекса им. Ильюшина и т.д. Не исключено, что по итогам «круглого стола» бизнесменов двух стран будет сформирован российско-китайский деловой совет.

Российская сторона хочет, чтобы рост товарооборота стал результатом как модернизации всей структуры российско-китайской торговли (повышение роли обмена машиностроительной и высокотехнологичной продукции), так и радикального повышения уровня кооперации экономик двух стран. Определенные наработки здесь уже есть. Например, петербургские «Силовые машины» в кооперации с китайскими партнерами в прошлом году выиграли тендер на участие в строительстве в Китае ГЭС. В этом году по аналогичной схеме компания попытается выиграть тендер на поставку оборудования. В свою очередь Уральский автомобильный завод начал сборку в Китае грузовиков. Как предполагается, к середине 2004 года из поставленных из России машинокомплектов китайцы соберут свыше 100 грузовых машин. Безусловно, в ходе переговоров в Пекине будет затронута тема сотрудничества в области авиастроения. Сейчас на ульяновском "Авиастар-СП" для Китая строится пять самолетов Ту-204-120. Премьеру будет приятно сообщить китайским партнерам, что буквально за несколько дней до его визита завод нашел возможность сократить сроки выполнения контракта и поставить самолеты уже до конца 2004 года.

Наиболее перспективной сферой сотрудничества на сегодняшний день является энергетика. С участием российской стороны и на деньги, выделенные Россией в кредит, сейчас строится Тяньваньская АЭС -- первая китайская атомная электростанция. Пока это самый крупный наш проект в Китае. Первый блок мощностью 1 млн кВт войдет в строй в конце 2004 года. Аналогичный второй -- ровно через год. Как уверены в российском правительстве, у нашей страны есть все шансы выиграть тендер и на строительство еще двух блоков. Учитывая, что в КНР подумывают над приоритетным развитием атомной энергетики, перспективы российско-китайского взаимодействия в этой области впечатляющи.

Кроме того, Россия и Китай надумали связать свои страны нефтепроводом. В последнее время появились сообщения о трудностях в реализации этого проекта, связанные, в частности, с недостаточной проработкой экологического аспекта ТЭО. Однако, как уверен правительственный источник газеты «Время новостей», в ближайшее время эта проблема разрешится. Причем при согласии экологов и нефтяников. Ведь дело касается сохранения экологии Байкала, природного объекта ЮНЕСКО. В этом случае, как говорит источник, «лучше семь раз отмерить, а потом один раз отрезать». По его словам, проект будет, безусловно, реализован.

Еще одна перспективная сфера -- газовое сотрудничество. Потребление газа в Китае будет расти (сейчас доля этого вида топлива в энергобалансе страны всего 2%). Пекин намерен строить газопровод Тарим--Шанхай («Запад--Восток»), и российская сторона хотела бы, чтобы «Газпром» принимал в этом проекте полноформатное участие.

Китай интересен нам еще и потому, что каждые десять лет он удваивает объемы ВВП. Как известно, именно такую цель -- удвоение российского ВВП до 2010 года -- поставил Владимир Путин. Хотя злые языки и утверждают, что с китайскими цифрами роста что-то не совсем ладно, однако знать китайский опыт не мешало бы. Впрочем, как говорится, это уже совсем другая история.

Михаил ВОРОБЬЕВ