Время новостей
     N°53, 27 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.03.2001
«Пытать и без следов уничтожать»
Аргентина отметила 25-летие самой кровавой латиноамериканской хунты
В минувшие выходные по всей Аргентине прошли многотысячные демонстрации, приуроченные к 25-й годовщине военного переворота. 24 марта 1976 года вооруженные силы, возглавляемые генерал-лейтенантом Хорхе Рафаэлем Виделой, адмиралом Эмилио Массерой и бригадьером Орландо Агости свергли правительство Марии Эстелы Мартинес де Перон -- вдовы генерала Хуана Перона. В стране установился кровавый режим хунты. За годы так называемого процесса национальной реорганизации (1976--1983) погибли и пропали без вести от 18 тысяч (данные Министерства юстиции Аргентины) до 30 тысяч человек (сведения правозащитных организаций).

Основные мероприятия прошли на Plaza de Mayo в Буэнос-Айресе, однако несколько десятков сторонников собрались у дома бывшего диктатора Виделы. Находящийся под домашним арестом генерал приветствовал их с балкона. В отличие от Пиночета Видела признал в интервью воскресному приложению газеты Clarin, что знал о нелегальных репрессиях в Аргентине: "Это была война со всеми вытекающими ужасами". По его словам, все военное руководство было согласно, что противников надо задерживать, пытать и без следов уничтожать: "Другого способа не было. Все были согласны. Расстреливать было нельзя. Аргентинское общество не вынесло бы расстрелов. А пропавший -- это неизвестность, он не живой, не мертвый. Он... пропавший». На просьбы указать места захоронения исчезнувших людей экс-диктатор отвечает: «Но что мы можем указать: Рио-де-ла-Плата, море...».

В 1985 году Хорхе Видела вместе с адмиралом Эмилио Массера были приговорены к пожизненному заключению, но в конце 1990 года помилованы президентом Карлосом Менемом. Два года назад Виделу поместили под домашний арест по обвинению в похищении и смерти противников режима и нелегальном усыновлении их детей. Совсем недавно аргентинский федеральный судья Габриэль Кавальо решил аннулировать принятые во времена первого гражданского президента Рауля Альфонсина законы, фактически оставившие безнаказанными преступления хунты.

В 1998 году администрация США рассекретила документы, согласно которым посол США в Аргентине Роберт Хилл и папский нунций Пио Ладжи знали о планах военного переворота и о том, что «практически наверняка военное правительство совершит нарушения прав человека». Признание хунты «не будет проблемой», заверял Виделу американский посол Хилл, «но желательно, чтобы сначала это сделали несколько латиноамериканских государств».

Следует отметить, что за годы правления самой кровавой в Латинской Америке военной диктатуры торговые отношения СССР с Аргентиной стремительно расширялись, и СССР превратился в крупнейшего покупателя аргентинского зерна и мяса. Советские футбольные болельщики со стажем помнят диктатора-генерала Хорхе Рафаэля Виделу по чемпионату мира по футболу 1978 года, когда он вручил золотой мяч чемпионов мира капитану футбольной сборной Аргентины Даниэлю Пассарелле.

За неделю до переворота будущий министр экономики ультралиберал Хосе Альфредо Мартинес де Оз попросил у военных 10 лет для реализации реформ. Видела пообещал ему не менее пяти, диктатура продлилась семь. За годы военного режима внешний долг Аргентины вырос с 10 до 45 млрд долл., за время последующих демократических правительств эта сумма возросла до 130 миллиардов.

Многие видные деятели режима продолжают играть важную роль и сегодня. Главный из них -- «суперминистр» экономики Доминго Кавальо, только что триумфально возвратившийся на этот пост. Во времена хунты он был президентом Центрального банка.

Кавальо требует чрезвычайных полномочий

Президент Аргентины Фернандо де ла Руа с подачи нового министра экономики Доминго Кавальо потребовал от парламента предоставления главе государства права издавать указы, имеющие силу законов. Речь прежде всего идет о реформировании тарифно-налоговой политики для того, чтобы вывести страну из 33-месячного кризиса. По сообщениям агентств EFE и REUTERS, взбудораженные депутаты, как от оппозиционных, так и правительственных партий, готовы пойти навстречу Кавальо при условии, что новый кабинет не тронет госслужащих, студентов и не будет приватизировать Центробанк. Парламентарии уже согласились с предложением реформатора о том, что все денежные транзакции размером более тысячи долларов будут проходить только через банк с отчислением 0,6% в пользу бюджета -- ежегодный эффект от одной этой меры составит до 18 млрд долларов. В случае проведения жесткой экономической политики МВФ обещает стране кредит в размере 40 млрд долларов. Кавальо обещает, что в случае принятия его условий в Аргентине "уже через несколько месяцев не будет отбоя от инвесторов".

Андрей ЗЛОБИН