|
|
N°176, 22 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Вопросов нет, все достаточно ясно"
Бюджет-2004 проскочил первое чтение
В пятницу Госдума без особых споров приняла проект бюджета-2004 в первом чтении. Как и ожидалось, за бюджет отдало свои голоса подавляющее большинство -- 246 депутатов. И хотя на принятие бюджета ушел целый день, обсуждение в этом году получилось необычайно лирическим: и министры, и депутаты вспоминали опыт столетней давности и соревновались в эрудиции, цитируя труды графа Витте.
На выступление премьера Михаила Касьянова ушло не менее полутора часов. От имени правительства он объяснил депутатам, что у бюджета-2004 две главные цели: экономический рост и социальная стабильность. Ну а начал премьер с экономических показателей нынешнего года. Оказалось, что по итогам 2003 года ВВП у нас вырастет на 6% (это больше, чем рассчитывало Минэкономразвития), инфляция не превысит 12%, а доходы населения уже увеличились (за восемь месяцев года) на 14%. При этом граждане, по данным премьер-министра, стали покупать больше продукции хорошего качества, а также проявили склонность к сбережениям, предпочитая хранить их в рублях в банковских учреждениях.
Не стал скрывать премьер от депутатов и недостатки сегодняшнего дня. В частности, он не обольщается 12-процентным ростом инвестиционной активности. Как сказал глава правительства, это произошло «не благодаря, а вопреки уровню развития финансовых институтов». Однако, по словам премьер-министра, положительные тенденции все же преобладают, и это позволит в следующем году еще на 1% снизить налоговое бремя (что сэкономит предприятиям 150 млрд рублей), выплачивать бюджетникам повышенную зарплату и на 0,3% увеличить темпы роста экономики.
Правда, очень беспокоит правительство зависимость бюджета от мировых цен на нефть. По словам Алексея Кудрина, изменение мировых нефтяных цен на 1 долл. за баррель обходится нашему бюджету в 59 млрд руб., а падение цен до 15 долл. поставит страну перед угрозой дефолта. Однако теперь дефолта бояться не стоит, заверил г-н Кудрин депутатов. Уверенность главы Минфина основана на том, что в структуре бюджета появилось такое нововведение, как стабилизационный фонд. Он будет создан в 2004 году для подстраховки бюджета на случай непредвиденных ситуаций, главным образом резкого падения цен на нефть.
Как сказал г-н Кудрин, "стабилизационный фонд навсегда спасет нас от таких (дефолта. -- Ред.) ситуаций» и, кроме того, сыграет на пользу имиджу страны.
Ряд депутатов, правда, не совсем поняли, зачем при наличии излишка средств в стабфонде идти на новые внешние заимствования. Как известно, Минфин в будущем году может заимствовать на внешних рынках до 3 млрд долларов. Как объяснил г-н Кудрин, страна иногда получает выгодные предложения займов, от которых вряд ли стоит отказываться, ведь когда у нас не будет денег, их придется занимать под гораздо более высокие проценты. При этом он добавил, что именно так говорил сто лет назад председатель Совета министров Сергей Витте.
Депутаты, впрочем, прекрасно знают, что сто лет назад Россия не в пример началу нынешнего века была развитой страной. А потому некоторые из них все же предпочитают, чтобы часть дополнительных доходов направлялась не только с стабфонд. Как заявил глава комитета по экономической политике Григорий Томчин, «мы могли бы на эти деньги снизить до 22% ставку ЕСН, а мы зачем-то откладываем структурный рост до 2005 года, хотя именно сегодня наш инвестиционный рейтинг как никогда высок».
Другой вопрос, на который депутаты не получили ответа: почему в проекте бюджета правительство заложило столь низкий рост ВВП. По словам председателя комитета по бюджету Александра Жукова, темпы роста могут оказаться выше за счет повышения покупательной способности населения, увеличения налоговых доходов по акцизам, НДПИ и НДС.
Усомнились депутаты и в том, смогут ли регионы финансировать в следующем году выплаты повышенных зарплат бюджетникам. Несмотря на то субъекты федерации в следующем году вправе оставлять в своем распоряжении на 4% больше налоговых доходов, этого, как считают депутаты, может и не хватить. Помимо 100 млрд руб. на повышение зарплат регионы должны изыскать 60 млрд руб. для компенсации отмены налога с продаж и 32 млрд руб. на погашение долгов по ЖКХ. При этом никто точно не знает, сколько регионов в следующем году будет испытывать дефицит бюджета. Правительство считает, что не более 15--20, Счетная палата уверяет, что денег не хватит в 27 субъектах федерации. Дума же полагает, что таких регионов будет не меньше 65.
Не понравилось народным избранникам и то, что ряд статей бюджета по-прежнему засекречен. "От кого закрыли бюджет по финансированию последствий чрезвычайных ситуаций, от бога? -- иронизировал г-н Томчин. Тут же послышались реплики от не поддержавших бюджет фракций: «воровской бюджет», «касса партии власти для оплаты выборов». Однако на общий лояльный настрой большинства депутатов это не повлияло. Дума, хотя и решила, что бюджет составлен на основе очень осторожных расчетов, все же в первом чтении его одобрила. Что неудивительно: в ходе так называемого нулевого чтения центристы обещали правительству не трогать макропоказатели, утверждаемые или отклоняемые именно в первом чтении. Поэтому члены правительства в этот раз ощущали себя в Думе очень спокойно. Как сказал журналистам вышедший в перерыве заседания из зала Михаил Касьянов, «вопросов нет, все достаточно ясно».
Ирина СКЛЯРОВА