|
|
N°176, 22 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Украина предложила РУСАЛу что-нибудь построить
Компания может потерять контроль над Николаевским глиноземным заводом
Фонд государственного имущества (ФГИ) Украины согласился изменить инвестиционные обязательства для «Русского алюминия», владеющего около 66% основного алюминиевого актива страны -- Николаевского глиноземного завода (НГЗ). Новые условия могут оказаться для РУСАЛа еще более неприемлемыми.
Как писала газета «Время новостей» (см. номер от 11 марта), обязательства о строительстве нового завода по производству первичного алюминия мощностью не менее 100 тыс. тонн в год, который потреблял бы от 200 тыс. тонн глинозема НГЗ, стали для представляющего интересы РУСАЛа на Украине «Украинского алюминия» («УкрАл») главным условием участия в приватизации НГЗ.
Строительство завода, который отбирал бы николаевский глинозем у российских алюминщиков, не входило в планы РУСАЛа, однако проиграть конкурс означало потерять контроль над основными поставками сырья для российской алюминиевой промышленности.
Строительство завода до сих пор затягивается, что позволяет украинским чиновникам обвинять РУСАЛ в невыполнении обязательств и угрожать лишить его контроля над НГЗ.
Однако проект изначально являлся трудновыполнимым -- строительство алюминиевого завода в отсутствие дешевой электроэнергии было заведомо нерентабельным. Как подтвердил еще весной газете «Время новостей» ответственный в РУСАЛе за проекты в СНГ Александр Лившиц, нерешенный вопрос с энергоснабжением (нет гарантированного доступа и фиксированных цен) служит постоянным поводом для безрезультатных переговоров с украинскими чиновниками. Те время от времени грозят пересмотреть итоги приватизации и лишить РУСАЛ контрольного пакета НГЗ.
Накануне истечения срока, к которому РУСАЛ должен был начать строительство (конец 2002 года), в Верховную раду был внесен законопроект, предусматривающий реституцию предприятий, собственники которых не выполнили условия, взятые при покупке акций. В июле этого года ФГИ Украины направил в суд иск о расторжении договора с «УкрАлом» о приобретении 30% акций НГЗ, опять же обвиняя РУСАЛ в невыполнении инвестиционных обязательств.
На прошлой неделе ФГИ вышел с новыми предложениями в адрес РУСАЛа. "Например, можно построить авиазавод, который будет создавать вертолеты, или еще какой-нибудь", -- заявил председатель ФГИ Михаил Чечетов. В таком случае, по его словам, вопрос о выполнении инвестиционных обязательств "УкрАла" может быть решен. В ином случае ФГИ намерен в судебном порядке добиться расторжения договора купли-продажи и возвратить приобретенный пакет акций в государственную собственность.
По всей видимости, для Украины, действительно, не так уж важно, что построят российские алюминщики, главное, чтобы создавались дополнительные рабочие места для ее граждан, а в казну шли налоги. Однако понятно, что РУСАЛ будет инвестировать только в тот проект, который сочтет экономически оправданным, говорит Василий Николаев из ИК «Тройка Диалог». Вряд ли таковым можно считать предложенное ФГИ.
Очень похоже, что у РУСАЛа хотят отнять контроль над НГЗ, полагает Александр Пухаевиз UFG, который в качестве аналогии напомнил, как Александр Лукашенко в ответ на желание «Балтики» построить в Белоруссии пивоваренный завод предложил российской компании создать хоккейный клуб стоимостью в 7 млн долл. В итоге «Балтика» отказалась от своих намерений.
В настоящее время украинская алюминиевая промышленность целиком контролируется российскими компаниями (второй актив отрасли -- Запорожский алюминиевый комбинат достался «ВАЗ-Инвесту»). Однако информация о том, что определенные представители украинской бизнес-элиты (в их числе наиболее часто упоминается зять Леонида Кучмы Виктор Пинчук -- глава корпорации «Интерпайп», и Ринат Ахметов, контролирующий «Индустриальный союз Донбасса». -- Ред.) проявляют к ней интерес, давно начала появляться в украинских и российских СМИ.
Они подкрепляются высказываниями украинских чиновников о необходимости перераспределения собственности с целью вытеснения российского капитала. К примеру, экс-глава ФГИ Александр Бондарь открыто говорил о том, что "принудительное изъятие имущества или реприватизация через банкротство" станет обычной практикой на Украине. То, что «реприватизация будет на порядок более выгодным бизнесом, чем приватизация», упомянул и бывший председатель специальной контрольной комиссии Верховной рады по вопросам приватизации, ныне директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко. А сам президент Кучма не раз отмечал, что большинство украинцев (76%) видят в приходе капитала из Москвы угрозу национальной безопасности Украины.
Наглядными примерами реприватизации могут служить скандалы с "Одессаоблэнерго" и "Луганскоблэнерго", а также расторжение договора об управлении госпакетом акций (50% плюс одна акция) крупнейшего поставщика сырья -- Ингулецкого ГОКа -- с российской "Смарт-групп". Эксперты полагают, что причиной тому стал интерес к активу со стороны «Интерпайпа» и "Индустриального союза Донбасса", активно действующих на местном рынке черной металлургии.
Реакцию российских алюминщиков на предложения официального Киева узнать пока не удалось.
Яна ВИКТОРОВА